Сергей Безруков: Для артистов я как отец родной!
Папа в жизни и на экране, актер рассказал «СВ», как воспитывать мальчиков и девочек, подчиненных в театре и силу воли внутри себя
СПОРТСМЕНЫ И АРТИСТЫ ПОХОЖИ
23 февраля состоялось две громких премьеры, в которых у Сергея заметные роли - «Мистер Нокаут» и киноальманах «Папы». В обеих картинах ему довелось играть отцов.
- Поговорим сначала о первой ленте, которую снял Артем Михалков.
- Я так обрадовался, когда пригласили на роль. Прочел сценарий братьев Пресняковых и плакал. Я - человек эмоциональный. К тому же, недавно прошла Олимпиада. И переживал за наших спортсменов.
- Вы играете тренера по боксу Григория Кусикьянца. Он был неординарным и раздражал коллег. Чем?
- Многие не любили его за непримиримый характер. Григория Филипповича не стало в 2002 году после тяжелой болезни. Ему было 87. Я общался с ним, когда он уже серьезно болел. И он все время шутил, эпатировал ребят, которые к нему подходили. Говорил, что боксер никогда не сдается. Существуют определенные догмы. Например, боксерская стойка. Прикрываешься левой рукой, а правой наносишь удар. Но Григорий Филиппович восставал против этого. Его называли тренером уличной драки, потому что в ней не показываешь, как будешь бить. Его знаменитая цитата: «Предупрежден — значит вооружен». Будучи великим шахматистом, гроссмейстером, Кусикьянц учил подопечных просчитывать бой. Заставлял играть в шахматы. Считал, что в боксе тридцать процентов силы, семьдесят - ума и тактики.
- Но есть и противоположный пример. Майк Тайсон, например.
- Да, кажется, что он идет машиной и бьет-бьет-бьет. До конца. Но понаблюдайте за тем, как работает на ринге. С его весом, умом. Насколько подвижный, порхающий.
- Знаю, боксом увлекаетесь и вы.
- Да, в детстве любил смотреть. И непрофессионально боксировал с отцом. Помню потрепанные перчатки. Отец вставал на колени, поскольку у нас была разница в росте, и сражались. А сейчас увлекаюсь боксом почти как профессионал. Система серьезная. И физическая подготовка, когда проходишь тренировку и выжимаешь весь пот, хорошая. Можно не делать зарядку. Есть тренер. В фильме - Филиппыч, а у меня - Григорьич. И эту роль посвятил ему. Он хотел, чтобы я шел на КМС. Сказал: «Ты все на лету схватываешь. С твоей техникой, реакцией, давай попробуем!» Я ответил: «У меня другая профессия. Я - артист». Он настаивал: «Понимаешь, чтобы почувствовать бокс, надо выйти на ринг». Я отвечал: «Нет, люблю смотреть бокс, тренироваться, но не в спарринг выходить. Давай буду на сцене и в кино».
- Кроме бокса, какими-то еще видами спорта занимаетесь?
- Много работаю на сцене. Подвижен на ней. Люблю лыжи. Не горные модные, которые опасны для артистов. Можно покататься, конечно, но, если что, никто за тебя сниматься не будет. Нравятся беговые лыжи. Коньковые и классические. С детства отец научил. Хорошо бегаю. Для себя. А еще люблю смотреть спортивные соревнования. Фигурное катание, наш биатлон, лыжную гонку. Профессиональные артист и спортсмен похожи. По физическим и эмоциональным затратам. Спорт — в первую очередь победа над собой: страхами, ленью, усталостью.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
В новелле «Отпуск», которую сняла жена Сергея Анна Матисон, актер сыграл летчика. И снова папу.
- Институт семьи становится размытым понятием в России, как и во всем мире…
- А мне кажется - наоборот. Заострено внимание как раз на возвращении традиций. Если мама, бесспорно, на первом месте, то на втором стопроцентно - папа. Так и хочется остаться именно им.
- Какие у вас семейные традиции?
- Завтраки, обеды, Новый год, Дни рождения. На тех же традициях и я воспитан. Всю жизнь стремился к тому, чтобы они соблюдались и в моей семье. И, когда получаешь это, понимаешь, вот то, чего так хотел. И молишься, чтобы, дай бог, хватило сил и здоровья выдержать. Но есть обязательства. Кредиты. Да, да, не удивляйтесь. Но я - стальной закалки и всегда улыбаюсь.
- Сейчас мальчиков уже учат тому, что плакать не так плохо. А девочки-подростки рвутся платить за себя и своего парня в кафе.
- Не готов обсуждать именно эти моменты, но, думаю, нужно прислушиваться к детям и развивать их способности. В частности, эмпатию, сострадание. Это то, что заставит детей не пройти мимо, когда они вырастут. Отсюда и благотворительность - допустим готов отдать любимую игрушку в детдом и испытываешь радость. Сейчас есть все. А в моем советском детстве любой поход в детский мир был праздником. Заграничные игрушки вообще было не купить. Ценили те, что были. Пластмассовые, деревянные. И еще надо читать больше книг.
- Бумажных?
- Именно. Надо прививать любовь к чтению физически. Живая книга в руках - другая энергия, другое общение. Нужно все то, что было в моем советском детстве. Те основы подходят и современным детям. При том, что времена меняются.
Вы спросили про воспитание мальчиков и девочек. Если говорить о первых, безусловно, спорт. Сильный, волевой характер. А для девочек - развитие хорошего вкуса, женственность. Хочется, чтобы одевались красиво, но без обилия блесток. Не увлекались самолюбованием в соцсетях. А оно повальное. Важнее красота внутренняя, а не внешняя. Ум, интеллект, безусловно. Ну и развитие. Нужно учить смотреть, рассказывать, беседовать.
ОТКРОВЕННО
В ИНТЕРНЕТЕ - АНАРХИЯ
Артист не в восторге от того, чему учат детей социальные сети и считает, что спасти ситуацию может только искусство.
- Если у родителей с воспитанием беда, дети впитают это. А люди порой так грубы друг к другу. Много сквернословия. В советское время иногда останавливали и делали замечания. Довольно безжалостно дала право людям оскорблять друг друга свобода интернета. Совершенно не отвечают за слова. Залезают в сеть для того, чтобы посудачить, излить желчь, обиду, боль. Сплошные эмоции, причем отнюдь не положительные. Это та самая анархия, которая в нашем мире превалирует и ведет к полнейшей деградации общества. Да, интернет дает много информационных плюсов. Но я оптимист по натуре, и считаю что искусство объединяет сильнее. Нужно не сдаваться и работать дальше. Ставить классику, отдавать театру все эмоции, силы. Говорить о добре и о предписанных истинах. И не спускаться на сцене до примитивного языка улицы.
РЕЖИССУРА
ИНОГДА НА ПОВЫШЕННЫХ ТОНАХ
У Сергея Безрукова есть и другая ипостась – он не первый год руководит актерскими труппами. В 2010 году основал антрепризный театр. Потом звезду позвали на должность худрука Московского областного дома искусств «Кузьминки». А С 2014 года он руководит Московским губернским драмтеатром.
- Будучи худруком Губернского театра, как воспитываете артистов?
- Веду себя по-разному, как художественный руководитель и как режиссер-постановщик. В первом случае я - губернский папа. Отец родной, который думает и болеет за каждого и предугадывает его настроение. А как режиссер-постановщик могу быть и жестким, и требовательным. Особенно, как руководитель постановочной частью. Это необходимо. Иногда общаюсь на повышенных тонах, но редко. Я - режиссер-педагог. Выстраиваю роль для своих артистов. И, как играющий тренер, их люблю. Главное, чтобы была замечательная творческая атмосфера, когда творим, и тогда очень интересно.