Дарил радость с первой ноты
На 75-м году жизни остановилось сердце знаменитого дирижера Михаила Финберга. Неутомимый маэстро всегда был верен себе - только живой звук и лучшие исполнители рядом
Фото: Национальный академический концертный оркестр Беларуси
ВЛАСТЕЛИН ЗВУКА
В последнее время он чувствовал себя неважно. Часто лежал в больнице. Но никогда не переносил запланированные концерты. Родные и коллеги до последнего верили: справится, сильный. В итоге снова попал в больницу. И неожиданно… ушел.
Михаил Финберг родился в 1947 году в Мозыре. Экстерном окончил консерваторию, а позже и аспирантуру по специальности «дирижер». За глаза его нередко называли «властелин живого звука».
Народный артист Беларуси, профессор музыки, создатель и бессменный руководитель Национального академического оркестра, почетный гражданин Минска. Чтобы перечислить все звания Михаила Яковлевича, вряд ли хватит газетной полосы.
В 1970 году он стал дирижером оркестра Минского цирка. Высокий уровень техники и музыкальной культуры, свободная импровизация в разных стилях и темпах привлекли к коллективу внимание публики. В те годы Михаил Финберг писал музыку и делал аранжировки для ярких номеров грандов советского цирка - Юрия Никулина, Олега Попова, Мстислава Запашного и других. Благодаря оркестру Минский цирк был очень востребован.
В 1987 году у Михаила Финберга новое назначение - художественным руководителем и главным дирижером Государственного оркестра симфонической и эстрадной музыки. Оркестр обрел в 2005 году статус национального, а в 2010-м получил звание академического. Для Михаила Яковлевича требование к своим музыкантам одно - они должны быть безупречными. Так он работал сам, этого же ждал от коллег.
УГАДАЛ МЕЛОДИЮ - ПОЛУЧИЛ ПРИЗНАНИЕ
В Минское музыкальное училище Михаил Финберг не смог поступить пять раз подряд - самоучка, без музыкальной школы, не произвел впечатления. Уехал в Курск, стал воспитанником военного оркестра, играл на тромбоне. Очень повезло с педагогами. А когда перевелся в минское музучилище, у преподавателей не было сомнений - алмаз, который легко гранить. На втором курсе попал в оркестр радио под руководством Бориса Райского. Ему хотелось играть эстраду, быть дирижером, ведь он уже в Курске выходил на одну сцену с Людмилой Гурченко, Ларисой Долиной, Аллой Пугачевой…
В конце 90-х Влад Листьев пригласил оркестр Финберга на телепрограмму «Угадай мелодию». Это была мегапопулярность! Только в концертном зале «Россия» и Большом Кремлевском дворце белорусский коллектив отыграл больше восьмидесяти программ.
В 2008 году маэстро удостоен звания лауреата премии Союзного государства в области литературы и искусства.
Знаменитый дирижер стоял у истоков «Славянского базара» и всегда с теплом о нем говорил. Во времена, когда современная эстрада чаще всего предлагает «фанеру», это дорогого стоит.
ДЖАЗ ДЛЯ МАСТЕРОВ БЕЛАЗА
Его сложно было застать в Минске. Все было расписано на полгода вперед. Маэстро признавался: в таком ритме жить сложно, но интересно. Устраивали даже заводские концерты! Послушать музыку в цехах МТЗ, БелАЗа, Мозырского нефтеперерабатывающего собирался весь коллектив. И это при том, что репертуар у оркестра был «серьезный» - инструментальный, джазовый.
А летом меломаны отправлялись в Молодечно, на Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии. Его история началась в 1993 году, когда Михаил Финберг привез в этот город артистов, поэтов, музыкантов. Маэстро всегда был категорически против «фанеры». На любые предложения заменить живой звук более простыми вариантами повторял: «Ни одному исполнителю не позволю со мной так работать!»