Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Звезды


Опустел Белорусский вокзал

3 декабря в 92 года ушла из жизни Нина Ургант. Любимая зрителями медсестра Рая присоединилась к «десятому десантному батальону»

Фото: Кинопоиск 

ЖЕНЩИНЫ НЕ ПЛАЧУТ

Когда началась Великая Отечественная война, маленькой Нине Ургант было одиннадцать лет. Следующий день рождения она встретила в немецкой оккупации в Даугавпилсе, куда ее отца-чекиста с семьей отправили по службе. Папа и старший брат Нины ушли на фронт, а мама и две сестренки остались. Девочка на всю жизнь запомнила пронизывающий душу страх, когда доносился треск немецких мотоциклов, похожий на пулеметные очереди. Как прятались у дворничихи в подвале, чтобы не угнали в Германию и не расстреляли.

- До сих пор когда слышу немецкую речь, вздрагиваю, - признавалась актриса. - Во время съемок эпизода, где моя Рая поет песню о десантном батальоне, эта моя память о войне всплыла.

Эта память сердца и помогла молодой актрисе создать такой удивительно убедительный образ медсестры Раи в легендарном фильме «Белорусский вокзал». Во время исполнения песни Булата Окуджавы, ставшей визитной карточкой ленты, плакали все, в том числе актеры-фронтовики Леонов, Папанов, Сафонов, Глазырин. И конечно, сама актриса.

Пришлось снять несколько дублей, чтобы сделать, как просил режиссер Андрей Смирнов: он хотел, чтобы в кадре плакали только мужчины. И эффект превзошел все ожидания. Фильм стал культовым, актриса - звездой, а бывшие фронтовики и не сомневались, что актриса сама побывала в боях. На творческих встречах и даже на улицах ее благодарили, просили надеть ордена и прийти на встречу однополчан. Однажды поздним вечером на улице Ургант сильно испугалась, когда к ней подошли двое мужчин. А они... встали перед ней на колени.

ИГРАЛА ДО НЕРВНЫХ СРЫВОВ

После «Белорусского вокзала» актриса сыграла еще в нескольких фильмах про войну. В картине «Я родом из детства», который снял на студии «Беларусьфильм» Виктор Туров по сценарию Геннадия Шпаликова, героиня Нины Ургант ждет с фронта мужа. Но получает на него похоронку.

Режиссер посоветовал ей самой придумать, как лучше сыграть эту сцену. Актриса вспомнила детство в оккупации, как однажды на ее глазах фашист убил еврейскую девочку. Тогда маленькая Нина потеряла сознание. И вот на съемках перенеслась в памяти в тот день, молча встала и с пустыми глазами пошла вперед. Упала, встала и снова пошла.

- У меня после съемки этого эпизода случился нервный срыв, - рассказывала она. - Даже руки отнялись.

Не удивительно, что и эта сцена, и фильм в целом вызывают слезы. Актриса окончательно уверила всех, что она - человек редкого таланта. Очень искренняя, убедительная в каждой роли.

Когда режиссер Виктор Туров через несколько лет снимал еще одну картину на военную тему, то сразу пригласил Нину на роль заведующей аптекой в маленьком белорусском селе. Она не воевала, но вместе с другими женщинами помогала партизанам. Песни для этого фильма написал и исполнил Владимир Высоцкий. И стал для Нины Ургант еще одним другом на всю жизнь.

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

НЕ МОГЛА БЕЗ ЛЮБВИ

И не появлялась на публике - хотела, чтобы ее запомнили красивой.

ДЛЯ ВСЕХ СТАЛА ДРУГОМ

С мужьями расставалась друзьями, и они могли сказать о ней только хорошее. Она была замужем три раза и расставалась по-честному, когда чувства прошли.

- Не могу без любви, - признавалась актриса.

Иногда в кругу близких говорила:

- Почему я такая дура! За мной космонавт ухаживал, чего я за него замуж не пошла? Генерал ухаживал. Нет, я все время выбирала нищих артистов!

От первого мужа, Льва Милиндера, родился сын Андрей. Милиндер был красивым, очень талантливым и музыкальным артистом.

- Музыкальность у Ивана от деда, - пояснял его отец Андрей Ургант.

Вторым мужем актрисы стал Геннадий Воропаев, который любил пасынка как родного. Затем, после большого перерыва, вышла замуж за балетмейстера Кирилла Ласкари, двоюродного брата Андрея Миронова, с которым прожила пятнадцать лет. Он привил пасынку любовь к книгам и хорошей музыке.

А вот чувство юмора и артистизм - что у сына Андрея, что у внука Ивана - явно от мамы. Нина Николаевна ценила хорошую шутку, сама могла остро пошутить.

- Она не занималась специально моим воспитанием, мы просто всегда были друзьями, - рассказывал Андрей Ургант.

Актриса много работала в театре и маленького Андрея брала с собой. За кулисами его пеленали, присматривали за ним, пока мама репетировали или выступала на сцене. И внука Ивана обожала, правда, видела его чаще по телевизору.

СОВСЕМ НЕДАВНО ВОДИЛА МАШИНУ

Иван Ургант купил бабушке квартиру в центре Петербурга и старался навещать как можно чаще. Сын Андрей Ургант, он живет в Петербурге, постоянно бывал у мамы. Сиделка помогала справиться с домашними делами и лечебными процедурами. А так до последнего Ургант сама себя обслуживала и была в здравом уме и твердой памяти. Жила одна и в целом прекрасно справлялась с домашними делами. Много читала, восполняя пробелы юности. Телевизор смотрела без очков.

Еще десять лет назад, когда ей было восемьдесят, водила машину. Но потом неутешительный диагноз - болезнь Паркинсона, и на семейном совете решили не рисковать. За руль Нина Николаевна больше не садилась.

Да еще много лет ее мучили проблемы со спиной. Но актриса никогда и никому об этом подробно не рассказывала, разве что,

когда позвонишь ей на пару слов, обмолвится: «Не могу справиться с болью, позвоночник болит. Не могу даже разговаривать...»

Жаловаться не любила.

Конечно, много лет не выходила на сцену. Последний фильм с ее участием, «Азиат», снимали двенадцать лет назад. Давно не отмечала широко дни рождения, только в кругу близких. Перед 80-летием сказала: «Забыть возраст мне помогает то, что я очень люблю жизнь, просто не замечаю своих лет». Перед 85-летием: «День рождения - это не праздник».

Зато любила жизнь. И потому даже болячки долго не могли с ней справиться.

Не показывалась на публике, потому что хотела, чтобы ее запомнили красивой. Такой, какая она и была.

- Я называю это красотой: она красивая и внешне, и внутренне. Если посмотреть ее фотографии - да итальянские актрисы рядом с ней отдыхают! - совсем недавно говорил о ней ее сын Андрей.

И такой она и останется в нашей памяти. Легендой. Красивым и талантливым человеком.

ХОРОШАЯ ХОЗЯЙКА

«ОТ МАМЫ ИСХОДИЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЛУЧИ»

Актеры Александринского театра, где долгие годы работала Нина Николаевна, еще помнят ее знаменитые дни рождения.

Их она отмечала на своей даче в Грузино. Видимо, сказалось голодное военное детство: актриса очень любила готовить и всех угощать. Но никогда не придерживалась книжных рецептов, все делала на глазок. А получалось - шикарно.

- Уметь готовить - это у нас семейное, - объясняла Нина Николаевна тем, кто начинал расспрашивать о секретах кулинарного мастерства. - Готовлю, как бог на душу положит.

Обеспечить маму продуктами было в обязанностях сына Андрея, который и привозил в больших количествах мясо, рыбу, картошку, баклажаны - все это жарили на мангалах во дворе. К столу подавали и малосольные огурчики, которые Нина Николаевна делала сама: за три дня до праздника снимет с грядки - и в банку.

У нее была удивительно легкая рука - ткнет семечко в землю, а вырастет огромный кабачок.

- Для нее дача - это все, - вспоминала ее подруга и соседка Людмила Сенчина.

На лето вывозила за город своих котов - у нее всегда жило несколько. И еще подкармливала хвостатых на даче и уличных в городской квартире. Бывало, какой-нибудь кот-бомж приходил переночевать на коврике у двери, и всегда его ждали заботливо приготовленные мисочки с едой и водой.

Ее любили растения, животные и, конечно, люди.

- Мама всегда была компанейская, очень хлебосольная, открытая, - рассказывал Андрей Ургант. - От нее исходили энергетические лучи. Она была не душой компании, а ее центром.

К Нине Ургант можно было запросто зайти в гости, остаться переночевать. Для гостей всегда находились домашние котлеты, супы и даже рюмочка. В доме всегда кто-то бывал. Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, лучшая подруга Ия Саввина и многие, многие другие.

СПРАВКА «СВ»

Нина Николаевна Ургант родилась 4 сентября 1929 года в городе Луга Ленинградской области.

Окончила Ленинградский театральный институт. С 1953 года работала в Ярославском академическом драматическом театре имени Волкова, через год перевелась в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. С 1962 года стала актрисой Ленинградского академического театра имени Пушкина, ныне Александринского театра. Сыграла больше тридцати ролей

в театре и больше сорока - в кино. Лучшие фильмы: «Белорусский вокзал», «Шинель», «Вступление», «Мать и мачеха», «Я родом из детства».