На последнем дыхании
«Голос» без него зазвучит по-другому. Тише и не так душевно. И никто так трогательно не напомнит о том, «как молоды были и искренне любили». Певцу недавно исполнилось 72 года...
ФОТО: ТАСС
СЪЕМКИ ПОД КАПЕЛЬНИЦАМИ
Родные и коллеги до последнего верили: справится, сильный. В сентябре Градский переболел ковидом. Запретил говорить об этом СМИ. Как узнало «СВ» от близкого окружения, народный артист лежал в больнице. Пострадало семьдесят процентов легких. Однако, он собрался с силами и окунулся в работу.
Чувствовал себя ужасно, но десятый «Голос» не пропустил. Туда он не приходил, его привозили на носилках «скорой помощи». Пересаживали в инвалидную коляску, а затем - в кресло. На съемках ставили капельницы. Из-за того, что выглядел изможденным, не снимали крупным планом. Но зрители все равно видели, что любимому Александру Борисовичу плохо. Сидел, подбоченившись, опираясь рукой о подлокотник. Вздыхал. Порой говорил нечленораздельно.
В итоге снова угодил в больницу. И неожиданно… ушел. Диагноз - «ишемический инсульт».
Градский вместе с Леонидом Агутиным, Пелагеей и Димой Биланом входил в «золотой состав наставников «Голоса». Те выпуски, в которых он снялся на последнем дыхании, выйдут в ближайшее время.
- Вот так, Господи, произошло, - не скрывает эмоций певец Дима Билан. - На съемках были, как отец и сын. Сидели в одной гримерке. Спорили, смеялись. Рассказывал много интересного. Он - гениальный. Абсолют и принцип - редкий человек. Моя мама просила: «Не ругайся с ним». Но бывало. Тут же мирились. На последних съемках, буквально дней десять назад, Александр Борисович вспоминал, как мы познакомились. Мне было лет шестнадцать. Видимо, что-то чувствовал и прощался… Верю, что ушел в лучший мир.
Пелагея назвала Градского «порядочным, принципиальным, трогательным, бескомпромиссным». Отметила, что он «всегда на стороне Истины и Добра»:
- Никогда не стихнет этот удивительный, поднимающий до вершин голос. Никогда свет от этой энергии, от этой жизни не угаснет в тех, кто имел счастье видеть его, слушать его, быть его учеником, работать с ним.
ХОРОШО ПИТЬ ИЗ СОВКА!
Градский был первопроходцем во многом. Придумал называть служителей пера и микрофона «журналюгами». СССР превратил в «совок». Термин родился во время гулянки с друзьями. Бабушка запрещала Саше после концертов пропускать стаканчик-другой. А хотелось. И молодой человек, собрав приятелей-музыкантов, делал это втихаря. Во дворе.
- В песочнице, - вспоминал Градский. - Был совок в цену 23 копейки. Железный. Туда наливали. У него было на конце что-то вроде закругления, и туда хорошо попадал портвейн.
Градский же задал моду для певцов выходить на сцену во всем черном. Стиль родился в 1961 году, благодаря джинсам Levi's. Штаны привез из США дядя. Он 25 лет танцевал в ансамбле имени Моисеева и бывал в Штатах каждый год. Из очередной командировки подкинул племяннику две пары Levi's: темно-синие и полуковбойские черные с заклепками.
- Я первый полез на сцену во всем черном, - вспоминал Градский. - Помню, почему. Черная рубаха и джинсы стройнят. Темные очки же носил, чтобы походить на поляка Збигнева Цыбульского. Он появлялся в популярном фильме Анджея Вайды «Пепел и алмаз».
Только в 76-м году Градский «изменил» черному цвету. Для того, чтобы спеть «Как молоды мы были», его заставили надеть темно-синий велюровый костюм и светло-голубую водолазку.
Были случаи
ЭТО НЕ «ВЕРАСЫ», А ВРЕДНЫЕ «ВИРУСЫ»
Мэтр связан с Беларусью, даже жил там.
БОРЩ С КОТЛЕТАМИ И ИЗЮМОМ
Градский переехал на полтора года в Гомель в 1968 году, сразу как открылась областная филармония. При ней с Александром Буйновым, Анатолием Ярмоленко и Владимиром Полонским создали ансамбль «Лада». Залихватски пели хиты «Битлз». Но группу сочли прозападной и в 1969 году закрыли. Музыкантов перевели в концертный ансамбль «Сувенир». Он покатался по гастролям, а в начале 70-х ребята вернулись в Москву.
Но Беларусь напомнила о себе и там. Градский дружил с известным польским мультиинструменталистом Чеславом Неменом, уроженцем деревни Старые Василишки, что под Гродно. И во время гастролей Немен останавливался у Градского. Немена принимали радушно. Бабушка готовила наваристый борщ, поджаристые котлеты и салат. Чеслав же, когда перед ним в первый раз поставили все эти блюда, вдруг высыпал их в борщ! Да, еще добавил туда изюма и кураги. Перемешал. Окружающие раскрыли рты. Чеслав же невозмутимо объяснил, что так получается совершенно новое блюдо. И умял его за обе щеки.
Во многом, благодаря Градскому, появился фильм «В августе 44-го...». Михаил Пташук выпустил ленту в 2000 году. Съемки проходили в Беларуси. Идея о том, чтобы экранизировать роман Владимира Богомолова «Момент истины», возникла у российского политика и бизнесмена Владимира Семаго. А подкинул ему ее Градский. Случайно, во время обычного разговора.
Богомолов был недоволен тем, что получается. В особенности, монтажом. Градский, хоть и был на картине композитором, но, как говорят, умел монтировать и вызвался сам соединить картину так, как видел ее писатель. И даже был готов отказаться от гонорара. В итоге в титрах Градский указан также как звукорежиссер, исполнитель партий на гитаре, скрипке и ударных.
ВМЕШАЛИСЬ БАРАБАН И СИНТЕЗАТОР
В 1982 году Градский столкнулся с ансамблем «Верасы». Инцидент случился в легендарном концертном зале «Россия». Шли концерты к 40-летию победы в битве под Москвой. Градский выступал после группы «Верасы». Взяв гитару, сказал пару слов о павших. Возникла трагическая пауза. И вдруг… в этой звенящей тишине раздался ужасающий грохот! Оказалось, рабочий сцены уронил огромную тарелку от ударной установки.
- Он сделал это по гастрольной привычке. Так собирал барабаны, - оправдывал его экс-гитарист «Верасов» Геннадий Стариков. - Так быстрее их собрать и унести. Но забыл, где находится.
Градский был шокирован. Он выступил, а потом потребовал извинений. Считал, что тарелку уронили нарочно для того, чтобы испортить его выступление.
На следующий день был такой же концерт. И снова Градский говорил грустные слова о войне, в зале стояла тишина и тут… зарычал синтезатор! Певец после выступления дал волю эмоциям. Вылетел за кулисы и закричал: «Разве это ансамбль?! Это шайка бандитов! Никакие это не «Верасы», это «Вирусы»!
Дорогу
«ТАКАЯ БОЛЬ! НЕ ХОЧУ ТУТ СИДЕТЬ, БЛИН»
На «Голосе» Алкесандр не раз говорил о том, как музыкальны сября. И дал путевку двум ученикам во втором сезоне шоу.
Одним стал Сергей Волчков из города Быхов под Могилевым. Зрителям он напомнил молодого Муслима Магомаева. На слепых прослушиваниях исполнял арию Мистера Икс из «Принцессы цирка» Имре Кальмана и поразил, как оперный певец. Попал в команду к Градскому, которого обожал и слушал с детства. И победил.
- Я такого не помню, - говорил про Волчкова Градский. - Уникальный голос. Фантастический по глубине и насыщенности баритон.
Градский ревниво относился к успеху, который обрушился на Волчкова. Певец собирался сотрудничать с Universal Music Russia, а наставник хотел, чтобы ученик работал с ним. Волчков сумел усидеть на двух стульях. И стал, в том числе приглашенным артистом в «Градский-холл».
- Александр Борисович требовательный к себе и окружающему миру, строгий, но справедливый. У нас дружеские отношения, - признавался Волчков за кулисами минувшего «Славянского базара». - Никогда не спорим, не ссоримся. Я его уважаю. Отправляем друг другу фото своих детей. Показывает своих парней, я ему - девчонок. Он помолодел, когда недавно стал отцом!
Другой любимицей Градского на том же втором «Голосе» стала белоруска Патриция Курганова. Слабовидящая. Она покинула шоу на этапе поединков. На слепых прослушиваниях минчанка заставила мэтра... плакать. Он повернулся к ней первым.
- Мне надо было услышать то, что я ценю больше всего, - сказал Градский. - Я это услышал. Там такая боль! Пойду покурю. Не хочу тут сидеть, блин.
Встал и ушел за кулисы. А теперь и навсегда...