Валерий Гаркалин: Не страшно умереть, меня ждут...
ХРОМОЙ И БЕЗ ДИКЦИИ
- Молодой человек, вы мне очень понравились, - дама из приемной комиссии Щукинского училища источала добродушие. – Но у меня к вам просьба. Если вы когда-нибудь увидите театральное училище, обходите его стороной.
После такой «милой» рецензии на свое выступление абитуриент Гаркалин долго плакал в одном из арбатских двориков. А с дамой встретился через много лет, когда стал успешным актером. В одном из спектаклей театра «Сатиры» персонаж Валерия должен был душить свою партнершу.
- Представляете, - рассказывал он в одном из телеинтервью, - душу я прекрасную девушку-красавицу Машу Ильину и вдруг вижу в первом ряду ту самую женщину из приемной комиссии! Мои руки от злости непроизвольно сжались еще сильнее. Слава богу, дали занавес, а то я не знаю, чем бы все закончилось. Маша потом мне сказала, потирая шею: «Ты сегодня был уж слишком убедителен!».
Забавно рассказывала про Гаркалина коллега Татьяна Васильева:
- Я вообще не понимаю, как он стал актером. Родился в глухой деревне – Нюньково или Тютьково, в малограмотной семье, отец бил его. Был какой-то хромой, дикция чудовищная! А все же сумел. Более того – это один из самых эрудированных людей, которых я знаю. На любой вопрос я всегда получала самый исчерпывающий ответ. Даже на самый идиотский.
ВЫЖИЛ ЧУДОМ
Актриса немного перепутала. Родители Валерия действительно из деревни, но после войны осели в Москве, где и родился будущий актер. В роддоме его заразили полиомиелитом, мать продала все ценное в доме, чтобы достать дефицитное лекарство. Мальчик выжил, но хромота осталась.
Отец бросил семью сразу после рождения сына, но потом все же вернулся. Отпрыска воспитывал сурово. И к его выбору профессии отнесся резко отрицательно. «Мужчина должен работать руками, чтобы после него что-то осталось на земле, - говорил он, который заведовал автомастерскими. – А что создает актер?».
Когда Валерия завалили во всех театральных институтах, он пошел на завод работать слесарем, затем в армию. После снова поступал – и снова провалился.
Переломить судьбу ему удалось, попав на экспериментальный курс в Гнессинку, основанный на базе Театра кукол Сергея Образцова. После окончания учебы Гаркалин с однокурсниками в 1978-м создали передвижной театр «Люди и куклы». Из солидарности не пошел к Образцову – тот не согласился взять весь курс целиком. Это все-равно, что разорвать выигрышный лотерейный билет. Образцовский театр был один из немногих, кто не вылезал из заграничных командировок. Его сотрудники были «упакованы» по полной – машины, дачи, дефицитные шмотки. Но дружба перевесила эти аргументы. Когда же Гаркалина «попросили» из театра из-за выпивки, пришлось поступать к Образцову на общих основаниях. Прослушивание прошло блестяще. Так долгие годы этот яркий актер был за ширмой, невидимый зрителю.
ПРИЗНАНИЕ ОТЦА
Потом был театр Сатиры. А в 35 лет Гаркалин впервые заявил о себе в кино, снявшись в фильме «Катала». Но звездный час его пробил после фильма «Ширли-Мырли». Фарс режиссера Владимира Меньшова стал настоящей энциклопедией жизни лихих девяностых. Только вот в исполнителе главной роли (вернее, нескольких ролей братьев-близнецов) Меньшов сильно сомневался. Однажды Валерий, отчаявшись от замечаний мэтра, крикнул ему в коридоре при всех: «Вы меня не любите!». Перепуганный Меньшов спросил, что нужно сделать, чтобы доказать обратное. «Улыбайтесь после моих дублей!» - потребовал актер.
- Помню, закончили эпизод, поворачиваю голову к Владимиру Валентиновичу, а он смотрит на меня с такой приклеенной страшной улыбкой, только чтобы я не расстроился, - со смехом вспоминал Гаркалин.
За свою карьеру он снялся более чем в ста фильмах и сыграл в десятках спектаклей. Жизнь вознаградила бывшего слесаря за его упорство. В том, что он правильно выбрал профессию, признал и его отец. Правда, выяснилось это слишком поздно.
- Когда папа умер, - вспоминал Гаркалин, - сестра нашла у него в шкафу огромную стопку вырезок: он собирал все, что про меня писали – о моих ролях, премьерах. Меня это тронуло до слез…
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
ВЛЮБИЛСЯ В ПЕДАГОГА
Актер всю жизнь был предан единственной женщине.
СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН
Он учился на четвертом курсе, когда в театр устроилась на работу москвичка Катерина. Гаркалин обратил на нее внимание во время репетиции. «Во тьме зрительного зала сидела девушка, напряженно и внимательно следившая за происходящим на сцене, - написал он в своей автобиографической книге «Катенька». - Я начал играть с удвоенной энергией. Кульминацией спектакля одного зрителя стал момент, когда девушка плакала… Практически с того дня мы и начали встречаться».
Но роман студентки и педагога – это скандал, поэтому они приходили в театр порознь.
- Как на грех, мы умудрялись все-равно постоянно сталкиваться в одном лифте в присутствии посторонних, - рассказывал артист. - И Катя начинала меня подкалывать: «Вы на занятия, Валерий? Смотрите, учитесь хорошо!».
Она была очень преданной женой, терпела все его страшные запои, а затем другую страсть - игроманию, когда муж просаживал огромные деньги она отдавала за него долги. Любовь делает чудеса – Гаркалин сумел преодолеть свои пороки. А еще искренние чувства супругов победили диагноз «бесплодие», который был поставлен Екатерине. Рождения дочери они ждали шесть лет.
ДЕНЬГИ НЕ КОПИЛИ
В 2009 году любимая супруга скончалась от онкологии. Незадолго перед смертью она написала ему: «Ты мне дарил только радость».
«Говорят, время лечит, - писал Гаркалин в книжке. - Я вам могу сказать, что это неправда. Я не могу забыть о ней, не могу забыть ее глаза. Мы не копили деньги, я не дарил ей бриллианты и шубы. Зато мы стояли обнявшись на краю света, в Новой Зеландии, на берегу и смотрели на Тихий океан. Все, что у нас было, мы тратили на путешествия. А если денег не хватало, одалживали. Происходило это так: «Хочешь в Америку?» — «Хочу!». Мы занимаем деньги и летим. Так мы попутешествовали по миру».
В одном из последних интервью любимый миллионами артист заявил: «Мне не страшно умирать, меня ждут. Мы снова будем с Катенькой вместе».
ПАГУБНАЯ СТРАСТЬ
«ВМЕСТО КРОВИ – ВОДКА»
Звезда театра и кино «завязал» с выпивкой волевым решением.
Был момент в жизни актера, когда алкоголь стал настоящей проблемой. Однажды, после обильных возлияний на гастролях в Польше, Валерий Гаркалин не смог доиграть спектакль и ушел со сцены за десять минут до его окончания. Зрителям объявили, что актеру стало плохо. Доктор, который приехал на вызов, сказал: «У пана совсем не осталось крови, одна водка». Под давлением жены, Гаркалин закодировался на год. А потом отказался продолжить – поверил в свои силы. Брак был сохранен.
ЗДОРОВЬЕ
ВОЗВРАЩЕНИЕ С ТОГО СВЕТА
Первый инфаркт у любимца миллионов случился на гастролях в Клайпеде в 2008 году.
Артисту стало плохо прямо на сцене. У него случился обширный инфаркт, отрыв тромба и клиническая смерть. Повезло еще, что рядом оказался морской госпиталь – его сумели откачать. Через пять месяцев случился еще один инфаркт.
Этой осенью звезда «Ширли-мырли» слег в больницу с коронавирусом. Врачи диагностировал у народного артиста России серьезное поражение легких — от 75 до 80 процентов. Позднее все отяготилось тромбозом артерий рук. На этот раз спасти его не удалось.