Ильдар Абдуллин: В общаге от моих соловьиных трелей стрелялись
Участник восьмого «Голоса» и победитель фестиваля «Молодежь - за Союзное государство» 2019 года дал советы, как пробиваться молодым певцам, нужна ли музыкальная школа и чем прокачать связки
ФОТО: Официальный сайт фестиваля
ДОБЕГАЛСЯ - ЖЕНИЛСЯ
- Ильдар, вы сейчас в родном Гае?
- Нет, в Уфе. Переехал недавно. Пригласили после «Голоса». Работаю в Башкирской государственной филармонии. Намечается интересный национальный проект. Делаем сольные песни в современных аранжировках с дальнейшей ротацией на радио. И хотим написать что-то хитовое. Дать новую волну башкирской эстрадной музыки. Ну и, конечно, стараюсь писать что-то свое, чтобы приносило удовольствие и доход.
- Семью захватили с собой?
- Да, мы тут вместе с женой и сыном Робертом. Квартиру сами снимаем, и удивляют цены на жилье. Намного выше, чем в Оренбурге. Но радуют перспективы. Все заинтересованы во мне как в певце и в артисте.
- Приз с фестиваля «Молодежь - за Союзное государство» с собой перевезли?
- Стоит в Гае. Приз - огромная ваза. Очень тяжелая. Ждет своего часа вместе с многочисленными кубками. Непременно в новом месте уголочек для всех наград сделаем.
- Роберта еще не было, когда мы созванивались в 2019 году. Сколько ему месяцев?
- Годик и четыре. Уже ходит. По паркам с ним гуляем. В основном сидит с сыном жена. Мы тут без родителей и нянь. И если ей куда-то надо, я с ним остаюсь.
- Как познакомились с женой?
- Свела любовь к бегу. Она тоже из Гая. Жила недалеко. Бегали на стадионе нашей школы. Начали переписываться. И договорились бегать каждый вечер. Болтали. Гуляли.
- Вы полтора года служили в ансамбле Александрова, причем в том составе, который погиб. Где настигла трагическая весть?
- Находился под Оренбургом. Мне сразу начали звонить, спрашивать, все ли в порядке. Прибежал домой, включил телевизор. Ужас… Мне здорово помогал Радик Закиров - был вторым тенором. А еще мой сослуживец, артист балета Кирилл Ляшенко - замечательный парень. До авиакатастрофы с ними все время списывались, узнавали друг у друга, как дела…
ЗАЙКА МОЯ
- У кого-то из ваших родных, наверное, тоже был звонкий голос?
- Мама пела на праздничных застольях башкирские песни. И дедушка играл на курае. Это духовой народный инструмент, символ Башкирии. Такая палочка, как флейта, только длинная-длинная. Уникальный звук.
Мама хотела стать артисткой, но не уехала из деревни, потому что моей бабушке помогала по хозяйству. Выучилась на кондитера. Работала на хлебозаводе. Но Советский Союз закончился. Кондитерскую закрыли. И мама стала озеленителем, потому что больше не было мест, где платили бы деньги. А отец вкалывал на шахте.
- Так вы, глядя на маму, захотели стать певцом?
- Ну и еще сподвиг телевизор. «Евровидение» всегда впечатляло. Тоже хотелось туда попасть. И в принципе еще не поздно. С детства любил петь. Подражал певцам, которых показывали по телевизору. Киркорову, например. Пел «Зайку мою». Газманова копировал. А в машине шансон включали. И я вырос не на Queen, а на «Бутырке» и всяких похожих песенках.
- Могло не туда занести. Что спасло от улицы?
- В лагере был капустник, и меня заметила педагог по народному вокалу из музыкальной школы. Просила ребят: «Пухленький черный мальчик живет в восьмом микрорайоне. Найдите его». Город маленький. Нашли.
Я пришел к ней в народный хор. Занимался сольфеджио. И еще на баян посадила. Начал в конкурсах участвовать. Параллельно ходил на футбол. Но понимал, что не получается играть в него так, как петь.
ХОРОШО СМЕЕТСЯ ТОТ, КТО...
- Поначалу же был баритон. Как изменили голос?
- Был ближе к нему, когда сломался голос. Но я учился и стал тенором. Развивал фальцет, как у Витаса. Исполнял не его песни, а что-то из оперы. Женские партии и те, где мужчины поют соловьем. Просто повторял. В общаге от моих соловьиных трелей стрелялись.
Те, кто со мной в комнате жил, поддерживали. Но было немало и тех, кто надо мной смеялся. Научился не обращать внимания. Увлекался тогда литературой об успехе. Читал каждый день аффирмации, старался что-то выучить. Устанавливал себе планки: например, минимум десять и максимум 25 отжиманий в день. Делал доски желаний. Во мне засело высказывание Махатмы Ганди: «Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь». И я стал думать: да, смейтесь, смейтесь, я все равно смогу победить. И победил.
Как справиться с волнением?
ЗАДЕРЖИ ДЫХАНИЕ НА ШЕСТЬ СЕКУНД
- Из года в год миллионы парней и девушек мечтают стать певцами и штурмуют вокальные конкурсы. Что посоветуете им?
- То же, что и себе: не сдаваться и не отчаиваться. Бывают моменты, когда над тобой смеются и не верят в тебя. Но нужно самому в себя, в свою мечту поверить. И много репетировать, учиться новому, идти в ногу со временем и заявлять о себе в соцсетях, ютубе. Стараться быть разносторонним. Писать, конечно, свой репертуар. И придумать свою фишку.
- Вы оптимистичный и харизматичный. От рождения или пришлось потрудиться?
- Все нарабатывалось. Я боялся выходить на сцену. Волнение, конечно, осталось, но научился справляться с ним. Впервые столкнулся с этой бедой в 2014 году в Волгограде. Там шли Дельфийские игры. Долго готовился к ним. И вот вышел на сцену. Первая песня была патриотическая - «Победа». Так переволновался, что всю песню меня трясло и думал, быстрей бы все закончилось.
А затем исполнял попурри на песни Queen. И больше не пел, а скакал. И так скрывал мандраж. Защита - когда выпрыгиваешь из штанов, вроде раскрепощенный, но на деле настолько зажатый! И во второй тур не прошел.
Потом уже в автобусе сидел и долго размышлял, зачем занимаюсь всем этим. Выхожу на сцену и боюсь. Значит, не мое? Но как не мое, если нравится выступать, эмоции зрителей, преподносить песню по-своему. Я просто люблю петь. Почему же должен бояться выступать на сцене?
Все переосмыслил. Писал много в дневник. И решил, что если хочу этим заниматься, должен в себе все перебороть и просто выходить на сцену и наслаждаться. А волнение есть всегда у всех больших артистов перед выходом к зрителям.
С тех пор не боюсь, а, наоборот, наслаждаюсь моментом. Ведь он больше никогда не повторится. На выступления на Дельфийских играх натыкался в интернете. Увидел и подумал: «Блин, что это такое?» И выключил. Не хочу смотреть. Я знал, что сделал не так, и хорошо над этим поработал.
- Нашелся способ быстро приходить в чувство?
- Использую технику, которая помогает перестать переживать. На шесть секунд задерживаешь дыхание. Выдох. И снова шесть секунд не дышишь. И так по кругу, пока сердце не успокоится. А затем настраиваюсь уже на песню. Если это «Черный ворон», представляю поле, ворона. Слова пытаюсь прожить, в образ войти. И когда уже выхожу на сцену, волнения нет.
И еще попутно читал книгу Карнеги «Как эффективно общаться с людьми», делал упражнения оттуда.
- Обязательно ли у начинающего певца за плечами должна быть музыкальная школа?
- Разные люди есть. Кто-то не учился и так поет, что другим и не снилось. Но в основном вокальная школа нужна, чтобы понять, как дышать, петь. Без правильного дыхания все на связках, не на опоре. Две песни споешь и выдохнешься.
Я для того, чтобы научиться петь, ходил в клинику. Там подсоединяли датчики, дышал животом, пока на компьютере пчелка перелетала с одного цветка на другой. На четвертый визит начало получаться.
- Где лучше раскручиваться: в Инстаграме или в Тик-токе?
- Сейчас Тик-Ток рулит. В Инстаграме мне свое творчество не очень нравится - гламура не хватает. Сниму что-то на телефон и думаю: «Ну, позорище». Мне нравится, как в инсте раскручивается певец, композитор Андрей Гризли - прямо талантище. Он писал песни Билану, в третьем «Голосе» участвовал.