Полный МХАТ! Шпионка Бузова составила компанию Сталину и Крупской
Бывшая звезда главной телестройки страны вновь заставила о себе говорить. Ольга Бузова вышла на подмостки старейшего московского театра – МХАТа имени Горького. И сыграла в спектакле про Сталина
В карьере Ольги Бузовой уже были работы в театре. ФОТО: ТАСС
Ждали ее. Прицельно. Напряженно. С большим любопытством. И фанаты, и те, кто относится более, чем скептически, и те, кого она веселит. И, наконец, появилась. Высокая. В образе гранд-дамы – певицы-шпионки Бэллы Шанталь. В шляпе, мехах, на каблуках. И пела так, что хотелось закрыть уши. Впрочем, в ноты не попадала нарочно. Шпионка - не певица.
Спектакль называется «Чудесный грузин». Так называл Сталина Ленин. Долгие годы молодость товарища по кличке Коба была под грифом «секретно».
Пьесу-трагифарс, которая легла в основу спектакля, написал Андрей Назаров. Поставила спектакль Рената Сотириади. По сюжету молодой революционер-подпольщик отправляется в Батуми. У него задание – узнать, каким был Сталин в молодости. Для этого нужно поднять архивы и раскрыть правду о том, как в юности «чудесный грузин» устраивал теракты, шел по головам, был беспощаден по отношению к товарищам и землякам. При этом важно было понять еще и причины и цели его поступков, какими нравственными качествами обладал.
- В пьесе все глубоко, честно и по-настоящему, считает худрук МХАТа имени Горького Эдуард Бояков. – Я много общался с автором. Это крупнейшее исследование исторического характера. Односложных оценок нет. Здесь не говорится о том, что Сталин – убийца, исчадие ада. Не предстает он и блестящим Труффальдино из Бергамо, который всех обманул и Бэлла Шанталь его спасла. Идет важнейший разбор именно этических обстоятельств. Можно ли пожертвовать любовью ради революции? Ленин и Маркс говорят, что можно. Сталин вслед за ними – тоже. Можно ли играть в политические игры так, как это делает Бэлла Шанталь? Быть частью среды, но работать на другое. Тоже можно. Собственно, поэтому Ольгу Бузову и позвали. Будем надеяться, что она – наш посол высокого искусства в мире шоу-бизнеса.
ПАДАЮЩАЯ ЛЮСТРА И РОКЕРЫ
Перед спектаклем звучит трансляция ХIII съезда РКП(б). Это, конечно, инсценировка в исполнении актеров МХАТ имени Горького.
Спектакль не затейлив. Постоянно приходится напоминать себе о том, что вот «этот темненький актер» - Сталин. Или о том, что та «маленькая девочка в очках», – Надежда Крупская. Ощущение, что актеры играют вполсилы для того, чтобы выдвинуть на первый план Бузову и «блистала» она.
Спасает положение грузинский колорит. Роскошные ковры и, конечно, танцы и песни. Впереди автора данного текста сидел грузин в летах. Рассказывал соседу через кресло (эпидемиологические правила соблюдаются) о том, что живет в Москве с 1967 года и скучает по родному Тбилиси. Песни и пляски на сцене его так воодушевляли, что хлопал, подпевал и пританцовывал.
Если Бузова в спектакле – «ягодка», то «цветочки» - настоящая обезьянка Маша, падающая люстра, шикарная трехярусная сцена, и внезапный мини-рок-концерт от группы «Legendire», фронтмен которой – Матвей – один из сыновей режиссера Ренаты Сотириади.
НА ЛОШАДИ
- Сегодня у меня состоялась премьера в театре МХАТ имени Горького, - важно сообщила журналистам Бузова после показа. Она была уже в джинсах, футболке и с двумя косичками. В таком образе не грех признаться, нимало не смущаясь, и в том, что «только-только запомнила, как зовут художественного руководителя и режиссера». И тут же нежно погладить по плечу собрата по сцене – молодого Сталина-Сосо, которого сыграл тоже грузин, правда, не похожий на вождя, Георгий Иобадзе, и сказать:
- Привыкайте! Я к вам прикоснулась! А то, к чему прикасается Бэлла Шанталь, становится искусством!
Бузова импровизировала. Вовсю хвалила «петухов». За то, что превозносили ее, «кукушку». Делала это так, будто в глубокой провинции одна подружка пришла на кухню к другой и в лицах рассказывает о том, что с ней случилось. И окружающие недоумевали: то ли она действительно «прелесть какая дурочка», то ли «мега умная», грамотно эксплуатирующая образ девочки из «Дома-2». Все-таки родом из интеллектуального Петербурга, красный диплом СПбГУ за плечами.
Бузовой предложили роль в тот момент, когда она сидела на лошади. Связь была плохая. Ольга ответила режиссеру Ренате Сотириади: «Подождите! Тут горы вокруг! Я на коне. Вот даже тут моя жизнь выглядела театрально».
Говорят, что на роль Бэллы Шанталь звали многих. Например, певицу Лолиту Милявскую. Но утвердили Бузову.
- После первой встречи с Олей я не был уверен, что сделаю предложение и ей, - вспоминает Бояков. – Но эмпатия, доверие, плотное, открытое и откровенное общение стали залогом того, что легко идем, в том числе сквозь какие-то домыслы.
- Всех звали, но, почему-то, везде я, - гордо заявляет новоиспеченная мхатовская актриса. – Может, потому что не подходят, мало работают или не нашли контакт с режиссером?!
ХАЙПОВЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Репетировали спектакль примерно месяц. С утра до вечера. Порой уходили в час ночи. Бузова занималась вокалом, сценической речью с педагогами. Летала со сценарием в Рим.
Писали, что ее гонорар за роль составил 446 тыс. рублей. Из них - 212 766 рублей – за репетиции, а 234 044 – за сам спектакль. Однако Бояков поспешил сообщить, что цифры неправдивые. По его словам, «гонорары просто смешные для Ольги».
- Безусловно, мы хайпанули, - говорит Бояков. – Думаю, сработал комплекс факторов.
Новый МХАТ, новая репертуарная политика. Сталин, как тема. И, конечно, Ольга Бузова. Вот этот достаточно сложный треугольник сработал. Думаю, Ольга сможет взять то, что захочет, в свою жизнь, профессию.
ФОТО и ВИДЕО: Евгения ЗАБОЛОТСКИХ