Юрий Стоянов: Белорусская кровь без ГМО
Он глава большой семьи в Смоленске. Переживает за внучка и доченьку. А еще... спит в одноместном гробу
РОЛЬ ПИСАЛИ ПОД ОДНОГО АКТЕРА
Юрий Стоянов сыграл деда Славу в сериале «Вампиры средней полосы». Киноновинка о жизни необычного семейства сейчас рвет все рейтинги.
- Юрий, чем заинтересовал сериал про вампиров?
- Слово «заинтересовал» - хорошее. Да, наступает такой период в жизни, когда можешь сниматься в том, что интересно. Но иногда необходимо соглашаться, потому что это твоя профессия, и надо кормить семью. Тут просто влюбился в материал. Слово «вампиры» - краска. Главная фраза - «средней полосы». Для меня в этой формулировке есть что-то теплое, родное, историческое, грустное и веселое. И еще у моего героя есть фраза: «Это моя семья».
И вот тут встает вопрос, что важнее: то, что это семья вампиров, или то, что это семья? Для меня - второй вариант.
- Есть две версии о том, для кого писалась роль деда Славы…
- Нет. Есть одна версия. Авторы сценария, не поставив меня в известность, с самого начала написали эту роль для меня.
- А говорят, что и для Михаила Ефремова, и он даже чуть-чуть поработал в сериале?
- Информация о том, что Миша отснялся в тридцати процентах материала, правда. Но здесь важна последовательность. Я снялся в пилоте три года назад. И должен был продолжать. Но возникли административно-финансовые сложности, о которых не знаю, и производство заморозили. Я подписал другие договора. И, когда возникла возможность продолжать съемки, уже не мог в них участвовать, потому что был связан обязательствами с другими картинами. Ребята, поскольку мы в дружеских отношениях, были готовы меня ждать, но не бесконечно. И, поскольку я знаю сериал изнутри, спросили моего совета: кто мог бы сыграть деда Славу? Я посоветовал двух артистов - Романа Мадянова и Мишу Ефремова. В результате снимался Миша. Только тут надо не путать, почему дальше все затормозилось опять. Помешала изоляция из-за пандемии. А когда почти вышли из карантина, случилась трагедия с участием Миши. И снова обратились ко мне. Честно говоря, тот звонок был для меня неожиданным. Решение принимал долго и непросто.
- Понятно, что могут не так трактовать ваше согласие…
- Плевать. Важно отношение моего товарища, Миши, к этому, а оно было благодарным. Он сказал спасибо за то, что не подставляем людей и съемки будут продолжаться.
- Поддерживаете с Михаилом отношения?
- Физически это пока невозможно. Хотя я бы хотел, если появится возможность, съездить в его колонию с концертом и повидаться.
- Пока мала вероятность сделать это?
- Да, пока не будут сняты все ограничения и даны послабления, пока это не будет безопасно с эпидемиологической точки зрения.
- Какие черты деда Славы находите в себе?
- Это не хоррор, не вампирская сага, а смешной и лирический драматический детектив. С религиозной точки зрения история абсолютно не смущала. Надо было придумать допотношения со всеми членами семьи. Мой герой любит их всех по-разному: громко, сварливо, обидчиво. А вот вампирского в себе не могу найти.
- А как родилось наблюдение вашего героя о том, что кровь белорусов - вкуснее всего?
- Это смешная шутка! Действие происходит в Смоленске - важном для России городе, где закончили бесславное нашествие многие орды. Это западные ворота, через которые попадаешь не только в Беларусь. Вампиры там питаются только на станции переливания крови. Вот так, зубами, никого не травмируют. И в те моменты, когда пьют кровь, отмечают, что у людей плохое питание. Много ГМО. «Внук» говорит: «Ну ничего, скоро подъедут белорусы на шопинг, и появится нормальная кровь». Мой герой отвечает: «Белорусы - это хорошо. Правда, крахмала многовато» (намекая на картошку в рационе). И нет тут никаких подтекстов, кроме прямого.
- Наверное, не обошлось без влияния сценаристов-белорусов?
- Да, шоураннером сериала, а также сценаристом и креативным продюсером был Алексей Акимов. Он из Беларуси. Его авторский продакшн - ребята тоже в основном оттуда. Они в последнее время на серьезных позициях. Пишут сценарии шоу, телевизионных программ и сериалов. И для этого не обязательно жить в Москве.
РОДНЫЕ ЛЮДИ
НА СТЫКЕ СОВЕТСКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО
- Когда в последний раз были в Беларуси?
- Прошлой зимой. Приезжал в Минск. У меня был концерт. А потом привозил маму из Одессы на консультацию в замечательный городской гематологический центр. Там потрясающе сильные специалисты. И отношение соответствующее. Такое удачное слияние лучшего, что было при Советском Союзе, и того прекрасного, что можно взять от западной медицины.
- Заметили, что вот это удивительное слияние чудесного, советского и европейского, проявляется там во многих сферах жизни?
- Да, столкнулся с этим. Помню, как года два назад шел на концерт в Минске. И забыл взять портплед - чехол, в который костюм кладется. Гостиница была рядом с концертным залом. Я нес костюм в руках. На вешалке. И он упал. На асфальт. Я так грустно посмотрел на него: ну и что делать? Как выйду на сцену? Поднял с асфальта костюм, а он - чистый. Вот это для меня образ Минска двухлетней давности.
- Чем для вампиров белорусы отличаются от россиян, мы выяснили. А для вас?
- Некоторой мягкостью. И долготерпимостью. Многое в белорусском характере связано с многострадальностью этого народа, с тем, что выпало на его долю, что он вынес и вытерпел. Во всех смыслах этого слова, и не только во время войны.
ЗА КАДРОМ
ЧЕСНОКОМ И ОСИНОВЫМ КОЛОМ
- Какой напиток «играл» кровь?
- Смесь крахмала, пищевых красителей и киселя.
- Как много пришлось выпить?
- Значительно меньше, чем людям, которые вампирами себя не считают, но продолжают пить нашу кровь.
- Часто встречаются энергетические вампиры?
- Они бывают и социальные, и должностные, и облечены высокими должностями. И их значительно больше, чем энергетических.
- Как поступаете, если приходится общаться?
- Посылаю на три буквы и ухожу. Но если встречаешь такого среди своих партнеров, это большая мука. Это, как правило, невеселый, угрюмый, иногда пьющий, злой человек. Он подпитывается, например, на съемочной площадке отрицательными эмоциями. Ему надо всех оскорбить, уничтожить для того, чтобы гарцевать на их фоне. Бывают такие люди, и я, как правило, ставлю их на место. Прошло время, когда молчал. Теперь могу сказать: «Дружочек, а ты, оказывается, сволочь». С настоящими вампирами - чесноком и осиновым колом. С теми, которые в жизни, простыми русскими словами.
- А пробовали ли вы чью-то кровь, например, змеи в Таиланде?
- Нет! С ума сошли?! Боже избави. Я - не любитель экзотической кухни. Только свою пробовал, когда в столярной мастерской стамеской чикнул себя по руке. Прежде чем до дома добежишь смазать рану, отсосешь и выплюнешь.
ДОСЬЕ «СВ»
Юрий Стоянов родился 10 июля 1957 года в Одессе. В детстве писал стихи, играл на гитаре, стал мастером спорта по фехтованию, учился в Студии киноактера при Одесской киностудии. Окончил ГИТИС. До 1995 года служил в БДТ имени Товстоногова. Дебютировал в кино в 1986 году: сыграл приятеля Дантеса в фильме про Пушкина «Последняя дорога». Известность принесла программа «Городок», которую Стоянов вел вместе с Ильей Олейниковым с 1993 по 2012 год. Играет в спектаклях театров «Балтийский дом», МХТ имени Чехова. Вел программу «Большая семья» на «Культуре», шоу «Живой звук» на «России-1». Ведет шоу в духе «Городка» на собственном youtube-канале «100янов». Участвовал в «Маске» на НТВ в образе Банана. Член Совета по Общественному телевидению. Женат, есть дети.