Юлия Новицкая: Муж хочет сфотографировать с орбиты Брест
Трудно ли ждать мужа из космоса? Как можно дозвониться на МКС? Об этом и многом другом рассказала супруга российского космонавта, уроженца белорусского Червеня Олега Новицкого
КАБЛУЧКИ ДЛЯ АСТРОНАВТА
- Ваш муж в третий раз на орбите. После его второго полета вы вообще знали, что предстоит и еще старт?
- Надеялась, и ему самому этого очень хотелось. У Олега есть мечта - выйти в открытый космос. В первых двух полетах он был готов к этому, как и все космонавты, но задачи такой перед ними тогда не стояло. В этот раз она есть. Пока у него по плану три выхода в открытое пространство. Один - плановый. А следующие два, тоже плановые, - при условии стыковки с МКС нового российского модуля «Наука» летом. Надеюсь, все осуществится.
- Нынешний полет, по изначальному плану, опять же, продлится 191 сутки. Это самая длительная его звездная командировка?
- Нет. Прошлый полет должен был быть чуть меньше, но потом его продлили. И получилось в итоге 196 суток.
- Долго. Но есть возможность по крайней мере выйти на связь?
- Я вообще никак не могу ему позвонить. Только послать сообщение по электронной почте. На время полета им делают электронный ящик через НАСА. И Олег меня внес в список разрешенных адресов. То есть просто так в космос тоже не напишешь. А он мне может оттуда звонить на обычный сотовый. Хоть каждый день.
- Интересно, как отмечают на станции, например, дни рождения кого-то из экипажа? Подарки дарят друг другу?
- Конечно, все как на Земле, просто в несколько других масштабах. Мы ему в личные вещи в этот раз положили сувенирчики для американских астронавтов, которые прилетят на МКС. У них как раз будут дни рождения летом. В свой первый полет Олег был на станции вместе с Женей Тарелкиным. Он любит прыгать с парашютом. У него еще папа испытывал эти системы, и сам Женя первый раз прыгнул в двенадцать лет. Так мы ему подарили тельняшку, на которой расписались несколько прославленных десантников. Женя страшно обрадовался. Говорил: «Вернусь на Землю, не стану ее носить, повешу в стеклянную витрину и буду любоваться». А когда у Пегги был день рождения (Пегги Уитсон, астронавт НАСА. - Ред.), мы ей подарили брелочек для ключей в виде туфелек. Потому что у Пегги всегда потрясающая обувь. Даже легенды про нее складывают. В одном из сюжетов о ней говорили, что у Пегги на МКС есть потайной уголок, где она прячет свои каблучки и как настоящая женщина иногда их надевает. Француз Тома Песке здорово играет на саксофоне. И даже хотел взять инструмент на орбиту. Но ему не разрешили. У Тома во время полета тоже был день рождения. И мы ему купили маленький игрушечный саксофон и отправили в посылке на орбиту.
СНИМОК МИНСКА УДАЛСЯ НЕ СРАЗУ
- Кто-то проверяет, что берут с собой космонавты или что вы им отравляете в посылках на МКС?
- Обязательно. Все вещи мы за пятьдесят суток до старта корабля сдаем в Институт медико-биологических проблем, где они проходят кучу разных экспертиз, включая токсикологическую.
- Наверняка вы знаете, какую научную работу Олегу предстоит выполнить в этот полет?
- В общих чертах, да. Около пятидесяти разных экспериментов. Если прилетит модуль «Наука», то предстоит еще перестыковка - серьезная операция, которая выпадает не на каждую экспедицию, но Олег ее с нетерпением ждет. Помимо всего этого, у них, как обычно, много работы по информированию общественности, наверное, можно так назвать. Записывают ролики для соцсетей, выходят на связь со школьниками, студентами, коллективами различных предприятий. Очень много фотографируют Землю, снимают видео.
- Кстати, а где можно посмотреть космические фотографии Олега?
- В Инстаграме novitskiy_iss, а также в Фейсбуке, ВКонтакте, в Твиттере. В космосе сам бог велел делиться с людьми этой красотой.
У меня был такой случай. Во время второго полета Олег в Инстаграм среди других снимков выложил фотографию Байкала. Потом была, кажется, какая-то дата, связанная с озером, и в прессе вышла статья со снимками, сделанными шестью нашими космонавтами. И все они увидели Байкал из космоса немножечко по-разному. Очень интересно смотреть. Фотографию Олега я сразу узнала.
Правда, некоторые города, как ребята рассказывают, очень тяжело снять, если орбита там не проходит. Допустим, Санкт-Петербург. У Олега долго не получалось сделать снимок Минска - орбита от него немножко в стороне, а когда более-менее приближается, с погодой часто не везет. Но все равно у него получилось - очень качественный, хороший снимок. В этот раз Брест хочет сфотографировать, Брестскую крепость. В прошлый полет снял родной Червень, причем, как он говорит, городок маленький, его тяжело найти, просто знал, где расположен примерно, и снимал именно этот район несколько раз подряд.
Полное интервью слушайте на радио «Комсомольская правда» radiokp.ru
Юлия Новицкая - профессиональный журналист. Ее двухтомник «Дневник жены космонавта» стал настоящим бестселлером. Теперь она продолжит его вести уже на страницах «Союзного вече». И каждую неделю в своей колонке будет рассказывать о последних новостях с МКС.
Семейный совет
«БУДУ В СТАРОСТИ ВНУКАМ РАССКАЗЫВАТЬ»
- Олег и правда такой сдержанный человек или только так кажется?
- Суровый, сдержанный, да. Бывший военный. Но меня всегда поправляют, что бывших военных не бывает. У него все должно быть по полочкам. Четко. Лишние слова ему не нужны.
- Ну хоть где-то дает волю эмоциям? Может, допустим, песню спеть в компании со своими близкими?
- Может. Как-нибудь обязательно расскажу.
- У вас две дочери. Это к тому, что бывают цирковые династии, актерские. В вашем случае, возможно, тоже будет династия?
- На самом деле у нас слетали в космос уже 125 человек, а космических династий всего две - семьи Волковых и Романенко, где отцы и сыновья - космонавты. Я, кстати, как-то спросила у Сергея Волкова, почему у нас так мало космических династий. Сергей ответил, что причин хватает, и одна из них, как он считает, это то, что дети космонавтов видят эту профессию изнутри, так сказать, непарадную ее сторону, о которой даже не догадываются большинство людей. Им кажется, что это так классно и здорово, везде тебя чествуют, восхищаются. Но даже представить себе не могут тот труд, который за всем этим скрывается, годы подготовки, когда каждый день нужно держать себя в форме.
- Вероятно, молодых еще сдерживает неуверенность в своих силах, что они смогут достичь такой высокой цели?
- Насчет цели. Когда супруг только начал проходить отбор в космонавты, мы даже не думали, что он пройдет. Он учился в академии в Монино. Объявили очередной набор в отряд: кто чувствует в себе силы, все отлично со здоровьем, нет никаких диагнозов - попробуйте. И он тогда мне сказал: «Слушай, ну конечно не пройду, где я и где космонавтика, кто меня туда возьмет? Но давай все-таки рискну. И потом в старости буду внукам рассказывать, что ваш дедушка хотел стать космонавтом. Естественно, его не приняли, но он попытался хотя бы». И каково было наше удивление, когда спустя месяц он без проблем прошел всех врачей. Но впереди было самое главное. Межведомственную госкомиссию, утверждавшую кандидатов, назначили на 11 октября. А 12 октября мужу исполнялось 35 лет - порог для допуска в отряд космонавтов. Я не люблю слово «последний», говорю всегда «крайний», но здесь был именно последний вагон уходящего поезда, в который надо заскочить. Возраст мог стать формальной причиной для отказа. Но так удачно все сложилось - его утвердили. С тех пор мы всегда говорим, что надо использовать любую возможность, которую тебе предоставляет жизнь. Ничего случайного не бывает. Надо все пробовать. Надо пытаться. И тогда твоя мечта может осуществиться.