«Я ухожу, а вы остаетесь»
Мягков - от слова «мягкий». Таким и был. И в кино, и в жизни. Но это не значит слабый. Народного артиста не стало в 82 года
«И каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг». Андрей Мягков перевернул эту фразу: попрощался на миг, а ушел - навек. И не от коронавируса, как предположили многие, а из-за сердечной недостаточности. На счету Мягкова больше пятидесяти ролей в кино. И только главные. Женя из «Иронии судьбы», Новосельцев из «Служебного романа», Хвостов из «Гаража», Карандышев из «Жестокого романса», Алеша из «Братьев Карамазовых». Везде - разный, но добавляющий каплю себя - доброго, чистого, трогательного, интеллигентного.
«КАКОЕ ЧУДО - ВОДИТЬ КИСТЬЮ»
- Он был гениальным артистом, которому подвластны все роли, но, мало того, еще и потрясающим человеком, - говорит народная артистка Валентина Талызина. - Человечищем.
За кинозаслуги Андрея Мягкова не раз награждали. Две госпремии получил за свои самые известные роли: Лукашина и Новосельцева. В театре тоже не оставался незамеченным. «Чайка» прилетела за роль в мхатовском спектакле «Мещане», а премией Станиславского наградили за образ Кулыгина в «Трех сестрах».
В последние годы народный артист почти ни с кем не общался и не давал интервью.
- Стал затворником, - рассказывает актер, шоумен Вадим Верник. - Перестал играть в театре, редко выходил на связь. Когда спрашивали, нужна ли помощь, отвечал: «Нет, у нас все есть». Дело в том, что Анастасия Валентиновна болела в последнее время. И Мягков посвятил себя уходу за супругой.
Жил скромно. Водил Volkswagen Tiguan, пользовался простым телефоном, на который даже не сделать фото. Но являл миру новые таланты. Увлекся рисованием. Писал портреты. Так, запечатлел в красках жену - актрису Анастасию Вознесенскую, президента СССР Михаила Горбачева, худруков двух театров, где служил: Галину Волчек и Олега Ефремова.
- Не представляете, какое чудо, когда водишь кистью и что-то получается, - говорил сам актер.
Преуспел и на литературном поприще: написал три книги. Детективы. Для жены, которой не нравились шпионские романы на книжных прилавках.
Соболезнования родным, друзьям и коллегам Мягкова выразили руководители Союзного государства. Российский президент Владимир Путин уверен, что «имя Андрея Мягкова, его глубокие, яркие работы навсегда останутся в памяти благодарных зрителей». Глава Беларуси Александр Лукашенко отметил, что «многочисленные образы, созданные Мягковым, снискали всенародную любовь зрителей от Бреста до Владивостока».
ПОКЛОННИЦЫ ДАРИЛИ ВЕНИКИ
В кино он казался рассеянным недотепой-интеллигентом, маменькиным сынком. В жизни же был совсем не таким. Наоборот, твердым. Даже властным. И для жены крепким плечом, о котором мечтают все женщины. Все время вытаскивал ее из сложных ситуаций. Был рядом с Асей, как называли ее друзья, когда ее одолевали болезни. И тот момент, когда у жены случился тяжелый туберкулезный менингит, и недавно, когда сшиб с ног инсульт. Выхаживал и лелеял ее.
Мягков прожил с супругой больше полувека. Из-за того, что сосредоточились на карьере, не успели обзавестись детьми. Но было о ком заботиться. Тепло дарил и племянникам, и студентам. Одна из учениц, актриса Вера Сотникова поступила к нему на курс 16-летней девчонкой.
- Не собиралась идти на третий тур, - вспоминает она. - Не надеялась даже на второй. Расплакалась. Сказала, что негде ночевать, поеду на Казанский вокзал. И в тот же день, благодаря Андрею Васильевичу, дали общежитие, пропустили, а потом и в институт приняли.
Позже Мягков играл вместе с Сотниковой. Причем часто - ее мужей. И Анастасия могла бы к ней приревновать. Или к другим женщинам. У Мягкова, несмотря на образ «ботаника», всегда было много поклонниц. Поджидали у театра. Заваливали письмами. После выхода «Иронии судьбы» дарили… веники! Но ни к одной из них Мягков не проявил особого расположения.
- Когда есть Вознесенская, поклонницы не страшны, - говорил он.
Всю жизнь они чувствовали друг друга на расстоянии, не скучали вместе и ходили за ручку.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ ЕГО ГЕРОЕВ
- Куда вы меня несете?
- Навстречу твоему счастью!
- Я люблю тебя. Хочу, чтоб ты стала моей женой.
- Но я же вечно буду мелькать у тебя перед глазами.
- Мелькай. Мне этого очень хочется
- Дороже вас у меня вот уже несколько дней никого нет...
- У вас потрясающая профессия. Вы занимаетесь тем, чего нет.
- Вы утверждали, что я черствая!
- Почему? Мягкая!
- Бесчеловечная!
- Человечная!
- Бессердечная!
- Сердечная!
- Сухая!
- Мокрая!
И ЭТО ВСЕ О НЕМ
Владимир Стержаков, актер:
- В 95-м году мы отправились на гастроли на теплоходе по Волге. Что-то невероятное. И я, конечно, взял все рыболовные снасти. Я - фанат этого дела. Представьте, Волга, ночь, тепло, лето, ловим рыбу. Разоткровенничались. Спрашиваю у Андрея Васильевича: «Вы, вселенский человек, как к славе относитесь?» Отвечает: «Я ее ненавижу! Никогда не пользовался этими благами.
Думаешь, когда еду за границу, радуюсь тому, что там можно купить шмотки, магнитофоны-двухкассетники? Нет! Мне там хорошо, потому что могу без кепочки и очков идти и пить кофе. Никто не окликает, не кидается на шею».
БЫЛ СЛУЧАЙ
А ЕСТЬ ЛИ КРОЛИК?
Странно представить, но такого чудесного актера, как Андрей Мягков, мы могли и не узнать. Андрей отучился в, как говорят петербуржцы, Техноложке (Технологическом институте), а затем работал в Институте пластмасс. Там и играл в любительском театре. На одном из спектаклей его заметил педагог Школы-студии МХАТ. И переманил к себе. Актерская карьера Мягкова началась в 1965 году в «Современнике». И лишь спустя 12 лет он попал в МХТ имени Чехова - и служил там до конца дней. Последний его спектакль называется «Белый кролик». Коллеги считают, что история, которая легла в основу, будто про Мягкова. Он исполнял роль главного героя, который постоянно замечает огромного белого кролика и рискует попасть в сумасшедший дом. Никто не понимает, что видение - своего рода ширма от невзгод окружающего мира. В конце спектакля Мягков неизменно играл так, что заставлял всех поверить - кролик существует.
ИРОНИЯ СУДЬБЫ
ВМЕСТО ДАЛЯ И СМОКТУНОВСКОГО
Народную славу актеру принесли фильмы Рязанова. Но на роль Лукашина его даже не хотели пробовать.
- Работать с Андрюшей было большое счастье, - говорит актриса Светлана Немоляева. - Он был прекрасным импровизатором, инициатором ролей. По всем его ролям видно, какой он выдающийся, интересный артист. Наша творческая близость возникла с «Иронии судьбы». Я пробовалась там на героиню. В него по-актерски были все влюблены.
А режиссеры видели драматического артиста. Вот Эльдар Рязанов и пробовать не хотел на Лукашина. Боялся, что Андрей Мягков не справится с комедийной ролью. Да еще масла в огонь, по легенде, подливал тогдашний председатель Госкино Филипп Ермаш. Нашептывал, что с Мягковым не стоит связываться, тот якобы злоупотребляет спиртным и даже на пробы приходит «под шофе». Однако ассистентка убедила Рязанова, что это не так. И Мягкова пригласили. Сперва ему надо было просто подыгрывать тем, кто хотел играть Надю. В результате ни одна из актрис на роль не подошла, а Мягкова утвердили. При том, что отсеяли Олега Даля, Андрея Миронова, Иннокентия Смоктуновского и Станислава Любшина.
Андрей Мягков вспоминал, что на съемках у Рязанова всегда была удивительно теплая, домашняя атмосфера.
- У Эльдара на съемочной площадке отдыхаешь, - рассказывал он. - Никакого напряга, а только желание делать так, чтобы его порадовать. Я приходил и получал удовольствие. Эльдар действовал по принципу не «я - режиссер», а «вы - актеры, и я не учу вас, как надо, я жду от вас открытий». Он обожал актеров и всегда умел раскрыть в них то, о чем они, может, сами в себе не подозревали. Все проходило в юморе, шутках.