Леонид Шварцман: Продолжение советских мультиков — позорище
«Папа» Чебурашки и Крокодила Гены отметил сто лет. Как всегда бодр и оптимистичен. «СВ» поговорило с ним о любимых мультгероях, о работе в церкви и о секретах долгожительства
КОВИДНОЕ ЧТЕНИЕ
- Леонид Аронович, люди на день рождения желают друг другу дожить до ста лет. У вас это получилось. Как ощущается возраст?
- Нет никаких изменений. Был обычный день рождения. Слава богу, что так. Единственное, что пандемия не дает жить нормально. И часто выходить на улицу. Общаемся в основном с близкими друзьями по телефону. Редко кто-нибудь приходит.
- Спасаетесь от коронавируса дома?
- Вместе с женой (она у меня тоже достаточно большая по возрасту) - редко выходим на улицу. Едим много овощей, фруктов и чеснока.
- Телевизор смотрите?
- Редко. К счастью, еще читаю. Правда, приходится перечитывать, потому что в библиотеку не хожу, книг не покупаем. Вновь увлечен «Хранителем древности» Юрия Домбровского. Читал этот роман, когда он был опубликован в «Новом мире» Твардовского.
- На полках «живут» игрушечные Чебурашки?
- Есть белого цвета - на зимнюю Олимпиаду в Турине, коричневого - когда были Олимпийские игры в Советском Союзе, в 80-м году. И, наконец, красный Чебурашка - символ Игр в Пекине. Кроме того, мастера на старом «Союзмультфильме» сделали точные копии кукол - Чебурашки, Крокодила и Шапокляк. Это сувениры, которые мне очень дороги.
БЛАГОДАТНАЯ СВАДЬБА
- Прежний «Союзмультфильм» находился в церкви. Приходило ли там особое вдохновение?
- Нет. Тогда было поветрие: во всех бывших храмах - не только в церквях, но и в мечетях, и в синагогах - устраивались или складские помещения, или, наоборот, музеи, или цирковые и театральные училища. Так было долгие годы, потому что Ленин в свое время сказал: религия - опиум для народа. У нас были мастерские. Работали режиссерские группы. В главном помещении церкви располагался большой просмотровый зал. А на колокольне хранились старые мультфильмы. В этой церкви мы познакомились с моей супругой Татьяной Владимировной. И в 51-м году поженились. Там, кстати, много браков состоялось. И люди, если живы, до сих пор в состоянии мужа и жены.
- Удивительно! А чем вы с женой друг друга поразили?
- Она была привлекательной внешне. А потом оказалось, что и взгляды на жизнь, на искусство, на ту же мультипликацию совпадают. О многом часто спорим. Да еще как! Но это как раз и является тем цементом, который нас, тьфу-тьфу, скрепляет. Способствуют этому и откровенные разговоры.
- Разве споры - не плохо?
- Все должно быть. Иногда и можно и погорячее.
- В этом году вы отметите «благодатную свадьбу» - семидесятилетие брака. Дадите советы для счастливого брака?
- Во-первых, без настоящей любви никак. Во-вторых, необходимо выстраивать отношения. В такой вещи, как супружество, часто приходится быть дипломатом и уступать. Но все настолько сложно и многообразно, что стандартных советов дать невозможно. Но мужчинам стоит привыкнуть: именно нам всегда надо делать первый шаг к сближению и примирению. Тогда получится долгая и счастливая супружеская жизнь.
- Что радует каждый день?
-Что несмотря на возраст и коронавирус, наше состояние более или менее, можем нормально жить. А еще, что продолжаю рисовать. Последний рисунок такой (никому из журналистов еще об этом не рассказывал): 21-й - Год Быка. Нарисовал мощного тельца, который, бодаясь, выбрасывает череп (коронавирус) окончательно. Надеюсь, что так в итоге и случится.
ПРОВЕРКА СЛУХА
«ВАСЯ СТАЛИН, ВЫЙДИ ИЗ КЛАССА»
Народная молва гласила, что прообразом для Шапокляк художник выбрал собственную тещу.
- Слышала, что Шапокляк рисовали с тещи Нины Францевны Домбровской. Она обиделась или обрадовалась, когда узнала, что ей выпала такая честь?
- Это расхожая неправда. От тещи я взял только ее седой пучок. Она, конечно, по разговорам узнала об этом, но не обижалась. Все остальное было придумано. Я отталкивался от слова «шапокляк». Это складной цилиндр, который использовали франты XIX века. Он был довольно громоздким, и его придумали складывать. Внутри была пружинка. Нажимаешь на кнопочку - и головной убор в виде трубы выскакивает! Из-за того, что он складывался, его можно было носить под мышкой. От названия «шапокляк» и пошли все аксессуары XIX века, что сопутствовали образу: черное узкое платье, кружевное жабо, манжеты, трость в виде зонтика.
- Теща действительно учила сына Сталина Василия?
- Русскому, английскому языкам и литературе. И был случай, когда сынок повел себя, мягко выражаясь, раскованно. Она его одернула: «Вася, выйди из класса». Охранники были в шоке. Но все окончилось благополучно. Видимо, папа даже одобрил ее смелый поступок.
БЕЗ ПРАВ
АВТОРСКИЙ РЭКЕТ
- У вас, нарисовавшего Чебурашку, есть права на него?
- Нет. Вообще все, что у нас происходит с авторским правом, требует вмешательства твердой руки. Есть учреждение по охране авторских прав, но его влияние не чувствуется. Рэкет повсеместно. У меня много персонажей, которыми может распоряжаться почти любой небольшой начальник. Новая студия «Союзмультфильм» тоже пытается наложить лапу на авторство персонажей, которые были созданы в той старой киностудии, где проработал 54 года.- Как вам продолжения советских мультфильмов, которые они создают?
- По отзывам близких товарищей, которые много лет проработали в мультипликации, и я с ними соглашусь, это полное позорище.
ТЕПЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ
МИНСКАЯ КОНКА И ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ
- Вы из Минска, еще конку застали. Какой она была?
- Я родился в 1920 году. Конку, как маленький вагончик, таскали несколько лошадей по рельсам. Трамвай пустили, по-моему, в 34-м, а электричество провели в 35-м. Минск был небольшим городом, скорее XIX века. Первый трамвай запомнился таким же, как теперешний. Но был более скромным. Дуга тоже соприкасалась с проводами, по которым тек электрический ток. Бесспорно, когда первый раз сел в трамвай, было необычное ощущение. И, конечно, мы, мальчишки того времени, цеплялись сзади. Там была такая мягкая перекладина - мы ее называли «колбасой». Залезали на этот буфер и катались, пока милиционер не снимал. Мальчишки и сейчас такие, только вместо конки чуть ли не звездолет, потому что наука идет вперед, и ее не остановить.
- Зато благодаря вашим мультфильмам можно узнать, каким был Минск.
- Конкретных улиц, конечно, там нет, но среда, в которой происходит действие, похожа на тот старый провинциальный городок. У меня даже есть серия работ под названием «Старый Минск. Воспоминания детства». Туда вложил много творчества и воспоминаний.
ДОСЬЕ «СВ»
Леонид (настоящее имя - Израиль) Шварцман родился 30 августа 1920 года в Минске. Подростком переехал в Ленинград. В 1941 году окончил школу и ушел в армию. Строил укрепления и работал в ремонтно-механическом цеху. Был эвакуирован в Тихвин, а затем в Челябинск. Там работал токарем и художником-оформителем на заводе. Окончил ВГИК, художник-постановщик мультфильмов. С 1948-го работал на «Союзмультфильме». В 2020 году был награжден орденом Александра Невского. Народный художник.