Сергей Бондарчук: Нужно уходить не во тьму, а в свет
100-летие со дня рождения великого российского режиссера отмечают в Союзном государстве. Прошло много мероприятий, но лучшие подарки - от детей
За съемки «Судьбы человека» режиссер взялся сразу после войны и сам же сыграл главную роль. ФОТО: Максим Озерский/РИА Новости
НА РУКЕ - ЯКОРЬ, НА НОГЕ - ПАРУСНИК
Наталья Сергеевна чуть-чуть превзошла брата в количестве подарков. Выпустила два документальных фильма и книгу. Картины - биографические. Одна - 26-минутная - «Детство Сереги Бонди». Лента получилась ностальгической и будто пленочной из-за черно-белых кадров. Настроение создает музыка Штрауса.
Снимали в Ейске, где прошло детство Бондарчука. Тогда у него была кличка - Бонди. Из-за того, что рос хулиганом. И заводилой. Маму часто вызывали в школу. То вылез в окно, то распевал блатную песню. Однажды Сережа подговорил друзей сбежать из дома. Спрятались за городом в садах. Родители сбились с ног. Но через несколько дней ребята проголодались и потому вернулись. Не было лишь Бондарчука. Противился идти назад, хотя маковой росинки во рту не было. Мальчика нашла сестра и сдала родителям. Отец наказал ремнем.
Хулиган Сережа, кудрявый, загорелый и обаятельный, сильно нравился девочкам. Его же влекло море. Бычки и тарань с икорочкой. Однажды роман с морем чуть не закончился трагически. Нырнул, и течение затащило под баржу. Изо всех сил пытался выбраться. Бросался вправо, влево. Уже терял сознание, когда удалось вырваться наверх. Этот случай Сергей запомнил на всю жизнь. И сделал на левой руке наколку черной тушью. Якорь. Символ надежды морских странников. А на правой ноге - парусник.
«ВОЙНУ И МИР» ДАЖЕ ПОДНЯТЬ СЛОЖНО
Вторая картина - «Планета Бондарчук». В фильме отрывки из интервью с теми, кто работал и дружил с ее отцом.
- Сергей Федорович прошел войну, - вспоминает режиссер Владимир Наумов. - А у нас же тогда режиссеры делились на две группы. Фронтовики: Бондарчук, Алов, Ростоцкий, Басов. И статские рябчики - это я, Рязанов, Хуциев. И после войны Сергей Федорович выпустил картину «Судьба человека», где сам же и играет главную роль. Трудная была жизнь у Сергея Федоровича, но он шел как танк, проламывая все на своем пути.
Сам Бондарчук считал, что если бы не было «Судьбы человека», вряд ли взялся бы за «Войну и мир», которая принесла ему «Оскар». Поначалу раздумывал, поделился сомнениями с Шолоховым. Тот помолчал, а потом сказал: «Так эти тома даже трудно с пола поднимать». И Бондарчук, услышав эти слова, вдруг представил себе амбразуру, которую надо собою закрыть. И страх прошел.
Над картиной работали семь (!) лет. За это время у Бондарчука и его третьей жены Ирины Скобцевой родились Федор и Алена.
А на пятом году силы оставили режиссера. Он попал в больницу. И пережил клиническую смерть. Первое, что сказал, когда пришел в себя: «Теперь я знаю, как снимать смерть князя Андрея: он должен уходить не во тьму, а в свет».
ДИНАСТИЯ
КИНО ПО МОТИВАМ БОСХА
Чтобы снять картину, вместе с отцом изучал... полотна.
Документальный фильм об отце Федора увидит свет только в начале года. В картину вошли отрывки из кинолент Бондарчука, интервью с близкими людьми, материалы из архивов.
Федор отца почти не знал - он пропадал в киноэкспедициях, а когда и бывал дома, то запирался в кабинете. Отец никогда не спрашивал сына, чем тот хочет в жизни заниматься. Однако давал уроки. Сажал на колени и учил всему: начиная от резьбы по дереву, живописи и композиции до построения кадра в кино. Также Федор узнал о принципе золотого сечения. Сергей Бондарчук рассказал о нем в игре. Вырезал дыру в картоне - широкоформатный кадр - 2,35:1. Взял книжку с известными картинами Босха, такими как «Рай» и «Ад», и спрашивал маленького Федю: «Ну, расскажи, с чего бы начал историю?»
- Все это осталось и перешло в мою профессиональную жизнь, - улыбается Федор. - И проявилось в моих пристрастиях к живописи.