«Верю в человека»
7 декабря 80-летний юбилей отмечает Юрий Елхов, который сам называет себя фильммейкером. Ведь зачастую он в одном лице автор идеи и сценарист, режиссер и оператор своих киноработ
Людмила Гурченко не отказалась от эпизодической роли, но работать пришлось в спартанских условиях. ФОТО: Личный архив Юрия Елхова
- Вы коренной москвич, но уже больше полувека живете в Минске. Полюбили его?
- Конечно. Здесь много друзей, семья. Притом я только родился в Москве. Когда началась война, мама со мной, годовалым, эвакуировалась во Фрунзе. Отец сразу ушел добровольцем. Он погиб 28 апреля 1945 года под Дрезденом, не дожив до Победы. После войны перебрались к маминой сестре в Закарпатье. Позже - к другой ее сестре в Казахстан. И только после армии, поступив во ВГИК на оператора, опять оказался в Москве.
После распределился в Минск. Вместе с режиссером Владиславом Ефремовым из Ленинграда снял на «Беларусьфильме» документальную картину «Хлеб на кленовых листьях». Для своего времени она прозвучала дерзко и вызывающе, руководство увидело крамолу. Мой дебют окончился скандалом: оставили без зарплаты, полгода я шатался по студии с клеймом антисоветчика, режиссеры меня сторонились.
Но тут из Москвы приехал Леонид Нечаев снимать «Приключения Буратино». Этот детский мюзикл стал для меня «золотым ключиком» к волшебной дверце в большое кино. С удовольствием работал у Нечаева и в его фильме «Про Красную Шапочку».
- Юрий Александрович, что подтолкнуло вас попробовать себя в качестве режиссера?
- После распада СССР из Беларуси уехали крупные режиссеры; мне не с кем стало работать. Тогда и обратился в Союз кинематографистов, сказал, что хочу снять дебютный короткометражный фильм как режиссер-постановщик. Мне выделили деньги. Снял свою первую картину «Кошкодав Сильвер» по рассказу Виктора Конецкого.
- Но самый успешный фильм - «Анастасия Слуцкая»!
- Да, он завоевал семнадцать наград на одиннадцати международных кинофестивалях. Первоначально снимать «Анастасию Слуцкую» должен был Владимир Янковский. Я в качестве оператора. Но из-за скромного бюджета он отказался. Замену долго не могли найти, стали уговаривать меня, пообещав всестороннюю поддержку, в том числе и финансовую. Я поддался. Но фильм создавался непросто. Обещанной помощи не получил. Многие мне как режиссеру не доверяли. Были и палки в колеса. Порой возникало впечатление, что эту картину хотят во что бы то ни стало завалить. Но я нашел коллег-единомышленников. Члены клубов исторической реконструкции снимались бесплатно, а актеры - за символическую плату. Уникальные исторические костюмы, оружие и доспехи часто делали из собственных материалов, вручную.
- Вы сняли «Аномалию» по роману Саймака, у вас есть рассказ «Инопланетяне». Верите, что мы не одиноки во Вселенной?
- Конечно, верю. Мы ничего не знаем о жизни во Вселенной и ее устройстве. Еще верю в судьбу, высший разум, в человека. Верю в то, что со смертью наша история не оканчивается. У меня есть сценарий «Реинкарнация» о шестилетнем мальчике, который после своей смерти вернулся на Землю и вспоминает прошлую жизнь. Подробно, досконально, в деталях. У Владимира Набокова прочел строки: «Душам светлым умерших давно иногда возвращаться дано». А я, еще студентом, написал похожее: «Души наши, став беспризорными, улетают в дыры озонные, чтобы снова сюда возвратиться и в другие тела воплотиться».
АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
ГУРЧЕНКО СОГЛАСИЛАСЬ НА РОЛЬ ФОНАРЩИКА
- Актеры все разные. Например, приходилось читать о сложном характере Людмилы Гурченко. У меня от работы с ней во время съемок «Прости нас, мачеха-Россия» осталось совсем другое впечатление. Она сказала: «Роль мне нравится. Но сейчас я очень занята. Если сможете снять мои сцены за две недели, с удовольствием приеду». Я пообещал. Работали в две смены, и я убедился: она - гениальная актриса, профессионал, дисциплинированный, энергичный, выкладывающийся сполна. Уже в те годы я мечтал снять «Маленького принца» по Сент-Экзюпери и предложил Людмиле Марковне эпизодическую роль Фонарщика. Ее это ничуть не оскорбило. «А почему бы и нет?» - ответила она.
СПРАВКА «СВ»
Юрий Елхов - советский, белорусский и российский кинорежисер, сценарист, продюсер и оператор. Как режиссер снял картины «Анастасия Слуцкая», «Прости нас, мачеха-Россия», «Аномалия». Как оператор принимал участие в съемках фильмов «Приключения Буратино», «Наш бронепоезд», «Двое на острове слез».