Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Звезды


Поехала в канны в ситчике из сельпо

На 94-м году ушла из жизни Ирина Скобцева. Ее похоронили рядом с мужем - Сергеем Бондарчуком

Роль Элен Курагиной удалась ей великолепно, красавица княжна вышла именно такой, как задумывал Лев Толстой - одновременно притягательной и холодной. ФОТО: РИА Новости
Для кого-то она была шекспировской Дездемоной, кто-то запомнил Ирину Скобцеву как Элен Курагину из «Войны и мира». Или как жену великого режиссера Сергея Бондарчука (чем не выдающаяся роль): они прожили вместе 35 лет и умерли в один день, как в известной поговорке. Только с разницей в 26 лет. Совпадение? Вряд ли. Ни один режиссер не смог бы, наверное, предположить такую драматургию. Такие мистические вещи решаются, наверное, не здесь, на земле.

Звездные супруги теперь и похоронены рядом - на Новодевичьем кладбище. Вот так, тихонько, под октябрьский дождик уходит эпоха.

Для нынешнего поколения, не смотревшего советское кино, она была мамой Федора Бондарчука. А для внуков - просто Иришей. Как признавался Константин Крюков, сын Алены Бондарчук, он по-другому и не знал, как ее называть: ни бабушка, ни Ирина Константиновна - не подходило. Столь энергичная и моложавая она была всегда.

НАКРЫЛО МЕДНЫМ ТАЗОМ

Вокруг их знакомства с Сергеем Бондарчуком ходило много легенд. Он в тот момент был еще женат на актрисе Инне Макаровой. А Скобцеву, студентку школы-студии МХАТ (до этого она окончила истфак МГУ), пригласили на съемки фильма «Княжна Мэри» и утвердили на главную роль. Но согласись он - пришлось бы прощаться с театральным вузом, там работа в кино не приветствовалась. И она поехала отказываться.

- Отказалась, стою грустная на троллейбусной остановке около киностудии Горького. Выходит женщина, к которой я приходила, и говорит: «Сейчас подойдет Сергей Федорович Бондарчук, и мы вместе поедем на спектакль в Театр киноактера». В троллейбусе было жарко, много народа. Сергей Федорович схватился руками за поручень и так и провисел, охраняя меня от остальных.

Как только приехали, Скобцева (а она жила рядом с театром - в одном дворе) выскочила из дверей и чуть не попала под машину. Потом попросила маму не звать ее к телефону, если кто-то позвонит. Но, как вспоминала Ирина Константиновна, между ней и Бондарчуком проскочил какой-то разряд, шаровая молния:

- Федя в таких случаях говорит, что накрывает медным тазом. Вот нас и накрыло.

Они виделись в тот год еще два раза, а потом через несколько лет встретились на съемках фильма «Отелло», где Бондарчук играл ревнивого мавра, а Скобцеву утвердили на роль Дездемоны, первую в ее карьере.

НУ, ТЕПЕРЬ НЕ ОТВЕРТИШЬСЯ

- Сергей Федорович меня укрыл плащом, так мы и вошли в павильон киностудии. А первая сцена - мы идем в Сенат и будем признаваться, что любим друг друга, - вспоминала Скобцева.

Пересмотрите эти черно-белые кадры, и вам все станет понятно.

Завершение съемок и вовсе выдалось пророческим. Режиссер решил, что Бондарчука и Скобцеву нужно отправить в Ригу, чтобы снять три последних плана, как их герои венчаются в церкви.

- Небольшой костел рядом с Домским собором. Мы встаем на колени. И то ли ксендза не предупредили, что это съемка, то ли наши это подстроили, но он нас обвенчал по всем правилам. И когда мы выскочили оттуда, Бондарчук сказал: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься». И предложил группе отметить это великое событие кофе с рижским бальзамом, - рассказывала Скобцева.

Они официально поженятся только четыре года спустя, Бондарчук разведется с Макаровой. А до этого их вместе не выпускали за границу. И когда французы отобрали для Каннского фестиваля «Отелло», во Францию поехала Скобцева. Из Канн она вернулась с титулом «Мисс Шарм», так сразили французов ее манера держаться и наряды.

- В Судаке, где снимали «Отелло», было сельпо, в котором продавался роскошный ситчик по три рубля за метр. Беленький и с маленькими розочками, - вспоминала актриса.

На студии ей сшили из этого материала платье, а еще юбку из вологодских кружев. Скобцева попала на обложку журнала «Пари-матч». Номер, правда, конфисковали у нее на таможне. Потом ее папа по большому блату нашел его как-то и поставил в рамку.

Она боялась, что на роль Элен Курагиной-Безуховой ее не утвердят, несмотря на мужа-режиссера. Для роли холодной и расчетливой красавицы нужны плечи, роскошное декольте. А Скобцева, по ее словам, была в том момент худющей. Но тогда появилась на свет старшая дочь - Алена. Появились и нужные формы. Алена родилась в тот день, когда министр культуры Фурцева утверждала актеров на пробы. А когда заканчивались съемки, родился Федор. Их называли детьми «Войны и мира»: «нулевой» и «пятой» сериями.

Ирина Скобцева так вжилась в роль Курагиной, что на одном из заграничных приемов после премьеры к ней подошла княгиня Мещерская с вопросом «Вы тоже из титулованных?».

- Я же окончила школу-студию МХАТ. Нам преподавала графиня, так что как надо себя держать в обществе, я знала, - рассказывала Скобцева. Русская эмигрантка была очень удивлена, когда поняла, что перед ней всего лишь актриса.

скобцева888.jpg

Актриса гордилась сыном - известным режиссером Федором Бондарчуком, и внуком - Константином Крюковым. ФОТО: РИА Новости

ДЕЛА ДОМАШНИЕ

Я И БОРЩ, И СПРАВОЧНОЕ БЮРО»

Пьера Безухова в экранизации романа Льва Толстого сыграл Сергей Бондарчук. Ах, как эффектно они выясняли отношения на экране. Как Безухов-Бондарчук ломал столик… А в жизни супруги почти никогда не ссорились. Только однажды, когда в гости к ним пришел знакомый, непьющий режиссер с женой. И они с Бондарчуком, который никогда не пьянел, решили приговорить «бадейку» водки. Тогда Скобцева вылила бутылку на голову мужу. Месяц не разговаривали, пока она не попросила прощения.

- Я и суп, я и борщ, я и партнер. Я и справочное бюро - в одном лице, - говорила Ирина Константиновна о своей роли в их паре в одном из интервью.

Они дополняли друг друга и в жизни, и на работе. Когда вместе вели актерскую мастерскую во ВГИКе (среди учеников Бондарчука и Скобцевой - Ольга Кабо и Тамара Акулова) и Сергей Федорович был недоволен игрой студентов, супруга его успокаивала, сглаживала углы. В интервью она называла его по имени-отчеству, лишь изредка Сережей.

Когда он умер, то опорой стала дочь Алена, а после ее смерти - сын Федор и внуки. Последнее время она жила в доме Константина Крюкова. Занималась семейным архивом. Продолжала сниматься (в ее биографии - более девяноста ролей). Одну из последних Скобцева сыграла в фильме «Золото» по роману Мамина-Сибиряка.

- Я играл Гордея Брагина, а она - мою мать... Потрясающая, благороднейшая женщина, - вспоминает Сергей Безруков. - Она была невероятно красива. И в свои уже преклонные лета оставалась истинной женщиной, статной, благородной. За этим чувствовалась такая история и глубина. Смотрел и восторгался тем, как потрясающе она играла.

В ее жизни, пожалуй, было все: слава, счастье, семья, любовь…

НА «ЗАВИСТЬ БОГОВ»

У Ирины Скобцевой в кино больше ста ролей. Дебютировала в 1955 году в картине «Отелло», играла с будущим мужем Сергеем Бондарчуком. Молодую актрису заметил Георгий Данелия - она сыграла и в «Обыкновенном человеке», и в картине «Сережа», и в «Я шагаю по Москве». Ирина Константиновна смотрит на нас в культовых советских лентах - «Мэри Поппинс, до свидания!», «Они сражались за Родину», в комедии «Зигзаг удачи». Снималась актриса и в новое время - в телефильмах «Зависть богов» и «Женская логика» и в картине своего сына «Обитаемый остров».