Никита Михалков: Своих детей не жалел
Обладатель «Оскара». Председатель Союза кинематографистов. Семьянин. Настоящий патриот. Любитель цыган, лошадей и российской истории. Для кого-то гений, а для кого-то - барин и бесогон, которому исполнилось 75!
И перенес официальное празднование юбилея на декабрь. Сказал, «не время». Планирует отметить день рождения спектаклем «12». Это театральная премьера. Постановку с таким названием Михалков уже представлял, когда учился в Щуке. Но она (как и фильм) была создана по мотивам пьесы американского драматурга Реджинальда Роуза. На этот раз над текстом Михалков трудился сам вместе с уральскими драматургами - братьями Пресняковыми. В главных ролях - актеры из фильма «12», ученики из его Академии киноискусства и, конечно, сам именинник.
ШАГАЛ К УСПЕХУ
Впервые Михалков появился на экране в четырнадцать лет. В «Приключениях Кроша» Генриха Оганесяна. Но вытолкнула его в киномир картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Никите там всего восемнадцать. На съемках Михалков стал плотнее общаться с Евгением Стебловым. Они вместе ходили в юношескую студию при Театре Станиславского.
- Я был на втором курсе, а Никита только поступил в Щукинское училище, - рассказывает «СВ» Евгений Стеблов. - Никита тогда оканчивал Школу рабочей молодежи, потому что снимался. На «Я шагаю по Москве» мы товариществовали. Там была ассистентка по актерам Лика Ароновна Авербах. Она заикалась, и мы с Никитой называли ее Ликой-Заикой. Как одаренный человек, она открыла яркие актерские индивидуальности. И после съемок сказала: «Пройдут годы, и Никита будет всемирно известным режиссером, а ты - замечательным маститым артистом». Предсказала наши судьбы.
ДРУГОЙ ТРИЛЕЦКИЙ
В 28 лет Михалков выпустил первую режиссерскую работу - картину «Свой среди чужих, чужой среди своих». А в 48 лет приступил к съемкам драмы «Утомленные солнцем», получившей «Оскар».
- Я сразу почувствовал, что Никита - большой режиссер, - продолжает Стеблов. - Часто спрашивают, как он работает. Отвечаю, что только с теми, кого любит. А раз испытывает симпатию, невольно стимулирует артиста.
Стеблова Михалков звал на роли. Так, в «Неоконченной пьесе для механического пианино» Трилецкого должен был играть он, а не Никита Сергеевич. Проба была хорошая. Стеблов предвкушал роль. Но поехал сниматься в Чехословакию, и там случилась автокатастрофа.
- Перенес несколько операций, но, к сожалению, играть не смог, - рассказывает актер. - Никита ждал меня некоторое время. Потом стало понятно, надо лечиться дальше, он позвонил мне в Прагу. Говорил, что пробовал разных артистов. А я ему сказал: «Играй только сам». Он так и сделал.
На съемках "Я шагаю по Москве" будущему режиссеру было всего восемнадцать лет, но сыграть драматичную роль юный возраст не помешал. ФОТО: РИА Новости.
БЫЛ СЛУЧАЙ
БУЛКА МАРЦИПАНОВАЯ, НЕБРИТАЯ
Дружба Стеблова и Михалкова укрепилась в 1965 году на съемках военной картины «Перекличка» Даниила Храбровицкого. Снимали в белорусском городе Борисове - танковой столице СССР. Стеблов, Михалков и Шавкат Газиев играли танковый экипаж.
Ездили на танке Т-34, который не использовался с войны. И стреляли настоящими снарядами. Каждый весил примерно по 25 кило. Конечно, на съемках присутствовал генерал-консультант. Михалков играл командира танка, Стеблов - заряжающего, а Газиев - водителя. Предстояло снимать сцену боя на танкодроме, который находился далеко от Борисова. Примерно в часе езды. Когда туда приехали, гримерша воскликнула: «Забыла глицерин». А с его помощью делают пот.
- Она была женщина игривая, - продолжает Стеблов. - Влюблена в эстонского оперного певца. Выжигала его портреты паяльником на дереве. Увлеклась этим занятием и забыла. Когда обнаружила, говорит: «Ой, только не говорите директору картины». И нашла выход: «Разведу сладкую водичку. Засохнет и будет сахаром блестеть».
Сказано - сделано. Михалков со Стебловым были уже в костюмах, в гриме, специально небритые. Члены съемочной группы легли в окоп. В целях безопасности - метров за 10 - 15 от танка. Михалков, Стеблов и Газиев отправились в кадр. То, что происходило внутри, снимали через дырки в броне три камеры одновременно.
- Никого лишнего в танке не было, - продолжает Стеблов. - Сами хлопушку хлопали, говорили «Мотор!», включали камеры. И вот сняли дубль. Все бегут к нам. Открывают люк, проверить, слава ли богу? Все-таки рискованная съемка. И вдруг… начинают ржать! Тут и мы взглянули друг на друга. И поняли, что похожи на марципановые булки! Сахар засох на лице, бороде. Мы все были в нем! Пришлось переснимать на следующий день уже с глицерином.
РОДОВОЕ ДРЕВО
«НЕ СПРАШИВАЙ, ЗА ЧТО. СПРАШИВАЙ, ЗАЧЕМ»
К юбилею Михалкова телеканалы покажут два его документальных фильма: «Мама» и «Отец». И справедливо. Того Никиту Сергеевича, которого мы знаем, во многом создали именно они. Папа - Сергей Михалков, автор «Дяди Степы», слов трех гимнов, эпитафии на могиле Неизвестного солдата «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». И мама - Наталья Кончаловская, внучка великого живописца Василия Сурикова, дочь художника Петра Кончаловского. Писательница, поэтесса и переводчица.
Отец любил сына, но воспитывал строго. Однажды ехали на дачу. Шел чемпионат мира по футболу. Играла Португалия с Кореей. Никите хотелось посмотреть на Эйсебио. Михалковы заспорили. И парень сказал в сердцах: «Господи, тоже мне стихи: «А у Томы, а у Томы ребятишки плачут дома!» Отец остановил машину и ответил: «Они тебя кормят. Вон отсюда». И выгнал сына из машины. Пришлось идти тридцать километров пешком. Опоздал на матч, но все понял. Когда Сергею Михалкову исполнилось 90 лет, сын до конца осознал, что тот и правда великий русский поэт.
- Он никогда для меня им не был, - признается Никита Сергеевич. - Он был человеком, который порол за вранье, которого я редко видел, а когда видел, мы часто спорили.
Сглаживала конфликты мама. Наталья Петровна считала, что главное в жизни - терпение и труд, а талант - не гарантия того, что человек состоится.
- Мама - это планета, - вспоминает Никита Сергеевич. - Потрясающая русская женщина с сибирским темпераментом. Отходчивая. Нежная и в то же время категоричная. Я никогда не видел, чтобы она ничего не делала. Она либо вязала, либо шила, либо писала, либо переводила. Либо готовила. Я никогда не видел ее неприбранной, неухоженной. Никогда не слышал, как они с отцом выясняют отношения.
Родители привили сыну несколько правил. Одно гласит: «Никогда не спрашивай у бога, за что. Спрашивай, зачем» Другое: «Если тебе катится в руки что-нибудь очень легко, даже из того, что ты очень хочешь, стоит только протянуть руку и взять, подумай, сколько человек из десяти от этого бы не отказались. Если больше пяти, откажись. Никогда не бери столько, сколько, как тебе кажется, имеешь право взять. Бери меньше». В семье запрещалось разрывать бечевки, которыми были перевязаны торты или пирожные. Их надо было развязать. Заработать.
Примерно так же Никита Сергеевич воспитывает детей. Их у него четверо. Двое дочерей - Анна и Надежда. И двое сыновей - Степан и Артем. Актрисами стали в основном дочки. Степан - ресторатор, а Артем - кинопродюсер.
Дети неоднократно снимались в фильмах отца. Он признается, что работать с ними непросто.
- Я бы не стал подвергать другую актрису тем же испытаниям, что и Надю, - признается Никита Сергеевич. - Пожалел бы. Вот идут съемки «Утомленные солнцем-2». Зима. Ночь. И ветродуй, чтобы создать поземку, гонит не снег, а цемент! И дочь под ним тащит раненых и, конечно, задыхается. И так - несколько дублей. И Надя понимает: если остановится, все решат, что ее пожалели, потому что она - дочь режиссера.