Три друга, включая четвероногого Тори (в жизни - Бамбулу, любимого бульдога артиста), любили проводить время вместе. Тут они репетируют. На даче у юбиляра
на Николиной горе. ФОТО: Владимир Завьялов/ТАСС
МИЛЛИОН ЗА ТРАМВАЙНЫЙ БИЛЕТ
Необычный тембр актера знает каждый ребенок. Ведь это и Карлсон, и Крокодил Гена, и Удав из «38 попугаев». Сдавленный голос - это, как сейчас говорят, фишка Ливанова. Актер потерял его на съемках фильма «Неотправленное письмо», где играл геолога. К Михаилу Калатозову мечтали попасть многие, но повезло Ливанову: утвердили на одну из главных ролей. Радости 23-летнего молодого человека не было предела. И с легкостью шел на жертвы: снимался в жару, под проливным дождем и в морозы. И сорвал голос, который так и не восстановился в полной мере. Но не унывал. Решил, что звучит теперь по-особенному.
- Сначала пришел в ужас, - признается в интервью Ливанов. - А потом понял, что на трамвайный билет выиграл миллион. Именно с этим неповторимым тембром заговорили позже многие герои «Союзмультфильма».
Юбилей Ливанов встретил на даче с семьей.
- Из-за карантина отдалились, - грустит в разговоре с «СВ» самый давний и близкий друг актера композитор Геннадий Гладков. - Он сидел на даче, а я - в Москве. Юбилей не так шумно, как раньше, отмечал. Гостей избегал. Еще и из-за того, что не так давно родилась внучка (Алиса - дочь младшего сына Николая, появилась на свет в 2017 году. - Ред.). И он боялся, чтобы, не дай бог, не внесли заразу в дом.
Последнее время видеться удавалось нечасто. Например, на премьере «Медного всадника России» - второго фильма Ливанова, который он снял как режиссер (первая картина - «Дон Кихот возвращается»). К этим двум лентам Гладков сочинил музыку.
- Это путешествие в минувшее, о котором говорил Пушкин, - рассказывает о «всаднике» Ливанов. - Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости. Хочу, чтобы мы ее переступили.
Одна из примет гласит: хочешь принять важное решение или найти выход из сложной ситуации, садись между двумя сыщиками и хватайся за записную книжку Ватсона. ФОТО: Александр Бойко
ТАЛАНТ - ЛУНА
Ливанов провел детство в центре Москвы. В творческой семье. Отец - народный артист, лауреат пяти Сталинских и одной Госпремии. Мать - художница. Дедушка блистал на сцене МХАТа под псевдонимом Извольский. Тетя Ирина - солистка оперетты.
У Ливановых часто гостила тогдашняя богема: актер Василий Качалов, кинорежиссер Александр Довженко, художник Петр Кончаловский. Крепко дружила семья с Борисом Пастернаком. Поэт даже дарил матери мальчика стихи. На именины как-то преподнес текст, где были такие строчки: «Будь счастлива, Женечка! Когда твой Борис под мухой маленечко, прости, не сердись». Это была, конечно, шутка. В семье Ливановых царили тишь да гладь. Сын обожал родителей, особенно отца.
- Меня потрясало, как он играл, - вспоминает Ливанов. - Был влюблен в отца по-человечески. Еще он много рисовал. И если просил поменять воду для акварели, я несся со всех ног.
В отличие от вышеперечисленных гостей Самуил Маршак звал в гости к себе. Вася любил читать ему свои сказки. И однажды остался ночевать. Перед сном разговорились об искусстве.
«Талант подобен Луне, - сказал Васе Маршак. - Она каждый день другая: то в полноте, то на ущербе, то растет, то исчезает. Если талант всегда в одной форме, он - как Луна из фанеры. Бутафорский. Артист не может быть всегда совершенным. И должен уметь проигрывать. Быть готовым к этому, но идти до конца».
ПРОФИЛЬ НА ДОЛЛАРЕ
Мировую славу принес Ливанову многосерийный фильм про Шерлока Холмса. Режиссер Игорь Масленников видел в главной роли только его, поскольку уже знал как актера. Пригласил на пробы и Александра Кайдановского. Но для отвода глаз. Правда, на съемках актер и режиссер не всегда ладили. Однажды Ливанов психанул и уехал.
- Конфликт случился, когда Масленников стал петушиться перед одной артисткой, - вспоминает Ливанов. - И странно решать сцену. Я не выдержал и сказал, что так не получится. Тогда он заорал: «Кто здесь режиссер?» Я ответил: «Вы - режиссер. Только плохой». Хлопнул дверью и улетел с «Бейкер-стрит» в Москву.
Через неделю за актером приехал директор картины и уговорил вернуться. Ливанов прибыл на площадку только по одной причине: не хотел бросать своего Ватсона. С Виталием Соломиным («Виташей», как ласково называет его отечественный Холмс) они крепко сдружились еще на пробах.
В 2006 году Ливанов получил за эту роль орден Британской империи. В указе королева написала, что он - «лучший Шерлок Холмс». А на следующий год в Новой Зеландии выпустили серебряные монеты с портретом Ливанова в образе сыщика. Номинал - два доллара Островов Кука.
Ярко выстрелив, Ливанов долго не снимался. Ему было уже пятьдесят, а никуда не звали. Подрабатывал как актер озвучивания. Свет в конце тоннеля показался в нулевых. В 2005 году Ливанов сыграл профессора Стравинского в телесериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», а в 2007 году снялся у Валерия Николаева в «Медвежьей охоте».
БЫЛ СЛУЧАЙ
А Я В ВОДУ ВОЙДУ
«Тем, кто дружен, не страшны тревоги», - поют бременские музыканты.
Эти строчки в полной мере можно отнести и к друзьям - юбиляру Василию Ливанову и Геннадию Гладкову. Дружили с детства. Учились в одной школе. Сидели вместе за партой.
- Нам было по девять лет, - рассказывает Гладков. - Во дворе играли в шахматы. Они были тогда очень популярны. И немножко гоняли в футбол.
- С Василием Борисовичем подружились еще и потому, что у него были все таланты, кроме музыкального, - уверен Гладков. - И я этот пробел восполнял. Начиная со школы, играли спектакли, где я музыку писал, а он сочинял либретто и играл. И рисовал. Вообще он у нас - кто хотите: и актер, и режиссер, и писатель, и художник. И чему тут удивляться? Это такой тип русского человека. Многостороннего. Вот тот же Пушкин таким был.
Гладков, вопреки мнению, сложившемуся о Ливанове, характеризует его, как человека «удивительно легкого»:
- Он невероятно контактен. Может разговориться с любым: от забулдыги до президента. У меня в этом плане зажим. Следую принципу одного римского философа, который сказал, что можно прекрасно прожить, если хорошо спрятаться. Ливанов с ним совершенно не согласен: хочет высовываться и быть заметным.
Раньше юбилеи Ливанова отмечали у него на даче. На одном из дней рождений чуть не случилась беда.
- Помню, был еще жив его отец - гениальный Борис Николаевич Ливанов, - продолжает Гладков. - Перед ужином пошли купаться. И я со своей нескладностью полез в воду. И стал тонуть. Вася сидел на берегу. Шикарно одетый. Бросился меня спасать! Вытащил. Так что дружба у нас проверенная.
МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ
ПРИНЦЕССА - МАРИНА ИЛИ ГАЛИНА?
«Бременские музыканты», как и Шерлок, принесли Ливанову славу и счастье. Мультфильмы он придумывал вместе с двумя близкими друзьями. Соавтором сценария был Юрий Энтин, а композитором - Геннадий Гладков.
Кроме того, что писал сценарий, Ливанов еще и рисовал многих персонажей. Их хотели сделать ближе к молодежи, похожими, например, на «битлов», которые были на пике популярности. Ну и еще подсмотрели манеру одеваться в журнале иностранной моды, взяв его из закрытой библиотеки Госкино.
- Ливанов в школе рисовал любого человека за три секунды. Одним росчерком пера, - вспоминает Гладков.
У композитора хранится много рисунков близкого друга. И детских, и современных. Где-то лежит и портрет Муслима Магомаева. Ливанов нарисовал его, когда тот пел серенаду Трубадура во вторых «Бременских музыкантах». Прототипом Принцессы стала жена Энтина Марина. В мультик перенесли даже ее красное свадебное платье. То самое - супермини.
- А вот изобразила ее жена Ливанова, Лена. Она - профессиональный художник, - продолжает Гладков.
Смешно, но многие увидели в Принцессе не Марину, а дочь генсека Брежнева - Галину. Трубадур же напоминал Элвиса Пресли.
- Но мы ничего за пазухой не держали, - разводит руками Гладков. - Позже, конечно, подходили к нам, пожимали руки, говорили: «Были неправы».