Олег Молчан (в шляпе) скончался накануне своего 55-летия. ФОТО: БЕЛТА
Практически ни одному из участников легендарного ВИА после кончины Владимира Мулявина так и не удалось сделать собственную яркую карьеру: старые хиты песняровских времен, воспоминания, книги мемуаров. Ни одному, кроме Олега Молчана. Масштаб его дарования создатель ансамбля разглядел мгновенно. Специально для Молчана даже появилась должность музыкального руководителя.
В «Песняры» он пришел с собственной программой «Ave Solе, або Слова Скарыны» - предложить ее Мулявину было идеей белорусского поэта-песенника Анатолия Легчилова. Прослушивание в филармонии Олег вспоминал так: «Пришел Мулявин, послушал первую песню, вторую, третью, четвертую… Затем спросил: «А что завтра делаешь? На студию можешь приехать? Начинай делать программу с завтрашнего дня, ребята помогут!»
И ребята действительно помогли: отношения с Валерием Дайнеко, Владиславом Мисевичем, Леонидом Борткевичем и другими участниками коллектива сложились сразу, а с Анатолием Кашепаровым и гитаристом Владимиром Ткаченко его до последних дней связывала тесная дружба. Только годы спустя композитор таки раскрутил Владимира Георгиевича (а Мулявин терпеть не мог бесед «о творчестве») на откровенный разговор. «Георгич, и все-таки скажи, почему ты тогда меня взял в ансамбль? Сходу, даже не дослушав до конца программу?» - «Да потому что услышал, что у тебя из четырех песен как минимум одна настоящая!» Речь шла о знаменитой «Маргарите», которую исполнял потом Валерий Дайнеко.
Вклад Олега Молчана в творчество «Песняров» во всей полноте можно будет оценить после официального релиза коллекционного винила и двойного диска, выпущенного фирмой «Мелодия», который вместил 35 собственных композиций и обработок, сделанных им для ансамбля: своеобразный итог, который композитор подводил к своему юбилею - а вышло, что к концу жизни.
- Огромная утрата для культуры. Его песни будут жить вечно, - сказал, узнав новость, Валерий Скорожонок, экс-солист ансамбля «Песняры». - Лично я уважал его еще и за то, что Олег, несмотря ни на что, в трудные времена раскола «Песняров» принял сторону Мулявина и стал его творческой поддержкой. Правой рукой.
ЖДЕШЬ ЧУДА, А ОНО УЖЕ ПРОИЗОШЛО
В 1993 году Олег познакомился с молодой эстрадной певицей Ириной Видовой, которая искала аранжировщика для своей композиции. Год спустя это был полноценный творческий союз и любовная история, вызывавшая белую зависть всех друзей и знакомых.
«Я был часто в разъездах, и виделись мы от случая к случаю, - вспоминал Олег. - На Рождество позвал ее встретить праздник в одном из столичных клубов. Сочельник, полночь, и я предложил: «Давай сейчас загадаем желание, каждый свое, а говорить, что загадали, друг другу не будем». Загадал, чтобы мы были вместе и чтобы я писал для нее песни. А в 2006 году, когда мы наконец-то официально расписались, спросил Иру, что она загадала в ту ночь, и услышал: «Чтобы мы были вместе и занимались одним делом». Вот так от жизни ждешь чуда, но только много лет спустя понимаешь, что оно произошло».
Ирина Видова и Олег Молчан провели вместе 25 лет. Мало кто за пределами дружеского круга знал, что уже долго композитор и успешный продюсер борется с онкозаболеванием. В последний год его жизни они продолжали работать в том же темпе, что и всегда. Даже в больничной палате строили планы на юбилейный концерт, разрабатывали трек-лист. Готовили для фирмы «Мелодия» двойной диск Олега и диск Ирины с говорящим для супругов названием «На одной волне». В записи альбома поучаствовали многие друзья, например, Владимир Пресняков-старший.
Осенью Ирина с Олегом поехали в одну из крупных медицинских клиник Женевы. Они возлагали надежду на иммунотерапию и до самого конца не верили в негативные прогнозы. Олег шутил, смеялся. Твердо намеревался выздороветь и 11 апреля отпраздновать юбилей. Ведь врачи не однажды говорили, что конец близок, а он очень любил жизнь и уверенно вставал на ноги. Увы, на этот раз болезнь опередила его.