Игорь Бутман: Когда погибал «Титаник», оркестр играл до последней минуты
Российский саксофонист в этом году впервые стал хедлайнером фестиваля «Спасская башня». Он рассказал «СВ» о концертах с военными коллективами и о том, почему считает музыку самым сильным видом искусства
ВЫСТУПАЛ ВМЕСТЕ С ХАЛИЛОВЫМ
- Как получилось, что вы, как Тамара Гвердцители и Мирей Матье, стали хедлайнером «Спасской башни»?
- Потребовалось 40 лет занятий на инструменте для того, чтобы заметили и пригласили выступить с военным оркестром Минобороны на Красной площади. Ну, а если серьезно, просто повезло.
К тому же я два года возглавлял Государственное училище духового искусства и много раз выступал с худруком Академического ансамбля песни и пляски Российской армии Валерием Халиловым, который трагически погиб в 2016 году.
- Каким был ваш первый совместный концерт?
- В Театре Российской армии мы играли мою композицию «Ностальгия». Валерий Михайлович дирижировал. Было незабываемо. Позже исполняли вместе в Большом зале Консерватории сочинение Николая Левиновского для саксофона с оркестром. Поначалу все шло непросто, но постепенно музыканты стали точно следовать за рукой Халилова, его указаниями. Оркестр почувствовал себя уверенно, и работать стало легко и приятно. Халилов был очень обаятельным, гостеприимным, с прекрасным чувством юмора. Но при этом очень требовательным и к себе, и к музыкантам. А главное - он всегда смотрел вперед, продвигал духовое сообщество. Масштабной был фигурой.
ВОЛЫНЩИКИ ВОЛЫНЯТ
- С Мирей Матье, которая каждый год собирает аншлаги на закрытии «Спасской башни», знакомы?
- Я ее знаю с детства! Как родился, так она и запела. Мы выступали вместе в Париже. Она великолепный профессионал и чудесный человек. Никаких звездных капризов.
- В чем особенность выступления с военными оркестрами?
- Это самая сильная часть армии, воплощение ее духа. Военные музыканты привыкли к дисциплине. А если будет бой, пойдут с солдатами в атаку. Вспомните оркестр на «Титанике». В ночь, когда корабль погибал, он играл веселую музыку. До последнего своего часа, пока лайнер не ушел под воду.
- Бывали на «Спасской башне» как зритель?
- Да! И даже обсуждали возможность включить в фестиваль какие-то джазовые моменты. К счастью, приняли мудрое решение этого не делать, чтобы внимание концентрировалось только на военных оркестрах. На Красную площадь выходят не просто люди в форме, они представляют разные школы и традиции. При этом исполняют обширный репертуар: от классики до поп-музыки, от джаза до фолка. Вот, например, волынщики блестяще волынят.
САМЫЙ МОЩНЫЙ ВИД ИСКУССТВА
- Когда в последний раз были в Беларуси?
- Совсем недавно. Выступал в Минске на Дне многонациональной России. Приехал
по приглашению заместителя председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Ивана Мельникова. Участвовало много исполнителей в том числе из Дагестана, Кубани. Концерт получился замечательным.
- Что нравится в республике?
- Люди. Жители Синеокой всегда в хорошем настроении. И драники, конечно.
- 1 ноября исполнится год с того момента, как вам вручили премию «Монументальный вклад в преодоление противоречий благодаря искусству». Какие противоречия в нем существуют?
- Их нет и быть не может. Противоречия возникают между народами из-за непонимания. А искусство, напротив, помогает сближаться, находить компромиссы и дает возможность задуматься о вечном. Музыка - самый абстрактный и мощный вид искусства.
А В СИБИРИ ЕСТЬ ДОРОГИ?
- Как в США, когда вы там на гастролях, относятся к тому, что вы - доверенное лицо Президента России Владимира Путина?
- Да никак. Считают, это мое дело.
- Какие вопросы про президента задают?
- Большей части людей, со мной знакомых, даже неизвестно о том, что я - доверенное лицо. Чаще спрашивают о России, поскольку я отсюда родом. У многих в отношении нашей страны есть стереотипы. Многие высказывают мнение, абсолютно не зная, о чем говорят. Если мне, как человеку, который любит свою страну и уважает президента, говорят что-то нелицеприятное, я либо не разговариваю, либо отвечаю в жесткой манере. А когда люди настроены миролюбиво, рассказываю, чего хочет наш президент, почему мы такие, в чем изменились с того момента, как перестали быть Советским Союзом. О том, какие у нас традиции, музыка, искусство, культура, к чему мы стремимся, на кого хотим быть похожими, с кем хотим сотрудничать, соперничать в хорошем смысле этого слова.
- Наверное, и экзотические мифы о России слышали?
- Знаете, есть такой анекдот. Один спрашивает другого: «У вас, правда, по дорогам медведи ходят?» Он отвечает: «Кто вам сказал, что в Сибири есть дороги?» Так что дурацких вопросов не задают. Ну или не мне.
- Что сделаете после нашего интервью?
- Позавтракаю. Тем, чем накормят. Скорее всего, творогом и капучино.
ДОСЬЕ «СВ»
Игорь Бутман родился 27 октября 1961 года в Ленинграде. Окончил музыкальную школу и музыкальное училище имени Мусоргского. С 1978 года попал в ансамбль к выдающемуся джазмену Давиду Голощекину. В том же году собрал первый квартет. Через год после окончания училища стал первым альт-саксофонистом в оркестре Олега Лундстрема. Выступал с квинтетом Сергея Курехина, участвовал в записи альбомов групп «Аквариум» и «Кино».В том числе сыграл соло в песне «Троллейбус» на пластинке «Начальник Камчатки». В 1987-м уехал в США, где окончил музыкальный колледж Беркли и выпустил несколько альбомов. В 1995-м выступил в Кремле перед американским президентом Биллом Клинтоном. Годом позже музыкант переехал в российскую столицу. Участвовал в телепроектах «Звезды на льду» и «Ледниковый период». Руководит Московским джазовым оркестром.