Андрей Державин: Каждый день провожал первую любовь до подъезда
Когда в 90-е он пел «Не плачь, Алиса», рыдали тысячи поклонниц. От любви. Спустя 20 лет он призывает ту же Алису не плакать, и уже повзрослевшие фанатки снова роняют слезы. Теперь от ностальгии
- Ну-ка, проверим, брат ты мне или не брат?! Фото: Из архива Андрея Державина.
УХ ТЫ - УХТА!
Зато «СВ» разузнало, что общего у «Сталкеров» Державина и Тарковского, о первой любви музыканта и о том, когда он в последний раз был в Беларуси.
- Андрей, возрождая «Сталкер», не боялись, что скажут: ой, зачем это ретро, нафталин?
- Ну вот, а я-то думал, мы поговорим с вами о прекрасном… Я бы не обратил на такие высказывания внимания и уж тем более не стал бы их комментировать. Пошутить на эту тему можно, но говорить всерьез...
- Но зачем все-таки группа вернулась? 21 сентября у вас снова большой концерт в Москве.
- Пару лет назад нашел у себя в студии наш первый, еще флоппидисковый компьютер из 80-х и решил провести интересный эксперимент - «подружить» его с сегодняшним, супермощным! Сначала они наотрез отказывались общаться между собой, но когда внутри что-то похрустело-пошумело, а потом вдруг заиграло… мы фактически услышали свой оригинальный саунд из того времени. Оказалось, звучит драйвово, «качает». Таким образом получили огромные возможности для исполнения этих песен, но уже с применением современных музыкальных технологий, и ужасно захотелось собрать группу, чтобы снова поиграть все это на концертах.
- Состав тот же, что и двадцать лет назад?
- Нет, сегодня со мной играют молодые ребята, настоящие профессионалы. Они прекрасно владеют инструментами, а главное - знают электронику, которая интересовала меня всегда, а в последние пару лет особенно, так как в концертной программе мы используем новейшие разработки.
- А со старыми участниками общаетесь?
- Да, у нас давняя крепкая дружба, которая, как известно, не стареет. С Сергеем Костровым, бессменным автором текстов песен «Сталкера», в последнее время активно сочиняем новые композиции, подправляем какие-то моменты в старых, неопубликованных. Экс-клавишник Виталий Лихтенштейн еще с 1990-х годов живет в США, что не мешает нашей дружбе, экс-ударник Александр Чувашов давно переселился на малую родину «Сталкера» - в Ухту, и у нас с ним тоже отличные отношения.
СМАРТФОН СТАЛ НАШЕЙ РЕЗЕРВНОЙ КОПИЕЙ
- Причастен ли «Сталкер» Тарковского к названию вашей группы?
- Прямого влияния на нашу музыку не было, хотя, разумеется, все мы знали этого великого режиссера. Страна была заклеена афишами фильмов Тарковского. Да и книгу «Пикник на обочине» Стругацких, конечно, читали. Но название группы родилось спонтанно. Так и бывает чаще всего. Записали дебютную песню, хотели в тот же вечер презентовать ее на городской дискотеке, но спохватились, что у нашего коллектива нет имени. И тут меня осенило: «А что если «Сталкер»? Название сорвалось с языка, понравилось и прижилось.
- Над названием альбома, который выйдет в 2020 году, тоже голову ломать не будете? Как назовете?
- Так и подмывает назвать его «2020». Как думаете, никому больше оно в голову не придет?
- Рискуете составить конкуренцию писателю Дмитрию Глуховскому с его серией романов «Метро». Кстати, читали его произведения?
- Никакой конкуренции не будет - у нас разные жанры! А если серьезно - меня не очень увлекают постапокалиптические сюжеты. Мне ближе его роман «Текст». По-моему, это очень актуально. Вдумайтесь: ведь за какие-то несколько лет технологии изменили отношения людей, а телефон стал вторым «я» человека, резервным хранилищем души, если хотите. В нем мы храним и смех, и слезы, и даже признания в любви...
- Точно. Кстати, книги предпочитаете бумажные или электронные?
- Бумажные. Электронные у меня не пошли: исчезает магия чтения.
- Какую книгу открываете перед сном?
- «Жизнь Бориса Пастернака».
- Почему?
- Впечатлен масштабом личности. И, конечно, в восторге от его стихов и прозы.
ВНЕШНОСТЬ ДЛЯ МУЖЧИНЫ НЕ ГЛАВНОЕ
- В юности вы были невероятным красавчиком…
- Как «был»? А сейчас?
- Тогда - красивый мальчик, а сейчас - мужчина в расцвете сил!
- За комплименты - спасибо, но, мне кажется, мужчине не стоит говорить о собственной внешности.
- Ну а про выходки поклонниц по отношению к вам узнать можно?
- Вот отвечу, а вы вынесете сказанное в заголовок. Не скажу!
- Но я ж, как истинный журналист, все равно продолжу вас пытать. О личном. Вот хотя бы о первой любви.
- Она была прекрасна. Мы учились в одном классе. Кажется, в третьем. Каждый день после школы провожал ее до дома. Надеялся, что заметит меня и сделает правильный выбор. Но так и не добился взаимности. А в следующем году меня перевели в другую школу. С тех пор больше не виделись.
ДОСЬЕ «СВ»
Андрей Державин родился в 1963 году в Ухте. В семье инженеров-геофизиков. Закончил музыкальную школу по классу фортепиано. Еще школьником был клавишником и гитаристом в самодеятельных группах. Окончил инженерно-строительный факультет Ухтинского технического госуниверситета. Во время учебы вместе с однокурсниками организовал группу «Сталкер». Вскоре коллектив объехал всю страну: от Владивостока до Калининграда. С главным хитом «Не плачь, Алиса!» стал победителем Всесоюзного фестиваля «Песня года». В числе известных композиций: «Чужая свадьба», «Песня про брата», «Журавли», «Наташа». Державин семнадцать лет был клавишником группы «Машина времени». Писал саундтреки к кино, телесериалам, мультфильмам. Весной 2018 года возродил «Сталкер» и отправился на гастроли по России.
БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ
ГОНКА ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ
- Где любите отдыхать больше: в России или за рубежом?
- В компании друзей! А время года и локация не имеют значения.
- Активный отдых или пассивный?
- Могу выбрать и горные лыжи, и морской курорт, но везде стараюсь не ломать привычный режим. Подъем рано утром. И обязательно физическая активность: зарядка, плавание, прогулка. А после обеда можно и поваляться, а еще лучше - поиграть в настольный теннис.
- Если бы оказались на необитаемом острове, какие три вещи взяли бы с собой?
- Пожалуй, прихватил бы гастрольную сумку. В ней все необходимое на первое время.
- Когда в последний раз были в Беларуси?
- В прошлом году был проездом в Минске и еще раз убедился в том, насколько белорусы гостеприимны и доброжелательны. Отличаются особенным радушием. Люблю Беларусь еще с тех пор, когда впервые приезжал туда выступать с группой «Сталкер». Надеюсь, в будущем году получится снова побывать там с концертами.
- Когда-то все сходили с ума по рок-музыкантам. Сегодня в кумирах у молодежи рэперы. Кого-то из них слушаете?
- Мода на рэп появилась не сегодня и не вчера. Мне еще в конце 90-х нравилось то, что делал Маршалл Брюс Мэтерс III (он же Эминем). А из последних открытий - альбом Кирилла Толмацкого «Неважно, кто там у руля». По-настоящему сильная работа.
- С удивлением узнала, что вы участвовали в создании 19-й и 20-й серий мультика «Ну, погоди!». Каким образом?
- Алексей Котеночкин пригласил сделать саундтрек для этих серий. И целый год я работал в замечательной команде. С легендарными мастерами: сценаристом, автором всех серий «Ну, погоди!» Александром Курляндским, Эльзой Бабахиной, много лет трудившейся в Дирекции программ Комитета по телевидению и радиовещанию СССР и бывшим главным редактором студии «Мульттелефильм», преобразованной в «Союзмультфильм». И, конечно, с лучшими художниками-аниматорами. Так, чтобы вы понимали: 13-минутная серия делается полгода. Две серии - год жизни. Это огромный труд. Ручной и кропотливый. С рисованными мультфильмами по-другому никак. В общем, я постарался не уронить флаг. И, на мой взгляд, все получилось на отлично. Кстати, расскажу маленький секрет - в сцене, где волк играет на балалайке, ее партию исполнял Алексей Котеночкин.
- Какие экстремальные поступки совершали?
- Однажды в октябре 1991 года, ночью, в жуткий туман, когда во всех аэропортах отменили все рейсы, помчался на машине из Москвы в Питер. Гнал изо всех сил! Во что бы то ни стало нужно было успеть до утра. До сих пор не понимаю, как нам тогда это удалось...