САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Эдуард Ханок: Сделал творческий рентген Пугачевой и предсказал рождение близнецов

У знаменитого советского композитора, кажется, в сутках часов 36. Успевает автор песен «А я лягу-прилягу» и «Потолок ледяной…» буквально все: работать над песнями, выступать на концертах, отстаивать свои авторские права в судах. А недавно стал членом Союза писателей Беларуси

Знакомство Эдуарда Ханка с Аллой Пугачевой подарило меломанам один из самых известных хитов певицы – «То ли еще будет». Фото: Мила СТРИЖ

ПО ЖИВОТУ КАК ПО БАРАБАНУ

- Эдуард Семенович, вы родились в Казахстане, жили в Беларуси, в России и на Украине. Какую страну считаете родной?

- Не погрешу против истины, если скажу, что родиной считаю все четыре. Отец был военным, часть детства я провел на Колыме - местная природа запала мне в сердце. Все мои песенные успехи связаны с Москвой. Тут, на «Песне года», прозвучали «Потолок ледяной», «А я говорю, весна, говорю», «То ли еще будет», «Завируха», «Малиновка», «Я у бабушки живу», «Счастливый случай»… Все они стали лучшими песнями Советского Союза.

- Как в вашей жизни появилась музыка?

- В Бресте мы жили в Северном городке, и там каждое утро играл оркестр. Помню, что бежал за ним и барабанил пальцами по животу - отбивал ритм. Видимо, оттуда и пошло. Сначала играл на аккордеоне: когда мы возвращались с Колымы, купили в Москве настоящий, немецкий. Мечтал поступить в училище при Московской консерватории, но, увы, не приняли. В итоге пошел учиться на отделение композиции в Минске, а потом снова решил покорять Москву. Нас было шестеро абитуриентов. В том числе - Леша Рыбников. Он был вне конкуренции, причем пробовался сразу и как пианист, и как композитор. Меня как набравшего меньшее количество баллов не приняли. Всему виной был казус: в Минском музучилище несколько лет не преподавали иностранный язык, так что сдавал я пять предметов из шести. Вот и получился недобор. Но после осеннего призыва в армию места освободились, и я вернулся в Москву. Учился вместе с Максимом Дунаевским (тогда он еще носил мамину фамилию - Пашков).

- Первые шаги на композиторском поприще вы сделали, когда учились в Московской консерватории…

- Да, это была «Голубая песня»: «Встретились впервые мы у моря. Мне навстречу шла ты в голубом. И с тех пор люблю все голубое. И пою всегда о голубом». Исполнял ее Олег Ухналев с оркестром Юрия Саульского. Хитом не стала, но для меня - отправная точка.

- Сложно было сделать выбор между классикой и эстрадой?

- Я на третьем курсе понял, что классикой заниматься не хочу. Дальше - дело случая. Написал я песню про «потолок ледяной и дверь скрипучую». Возил ее в Москву, все без толку. Однажды сыграл ее Эдуарду Хилю. Тот попросил сделать аранжировку. Вот это дилемма: выпускник консерватории может написать балет или сонату, но аранжировка песни - совсем другое дело! Я взялся, и… она с треском провалилась! Тогда Хиль заказал аранжировку сам, и в конце 1970 года в эфире новогодней радиопередачи зазвучала «Жила зима в избушке». А на «Песне-72» я познакомился с молодой исполнительницей, которая в перерывах между записью ездила кормить ребенка. Звали ее Алла Пугачева.

В 1976 году мы с Марком Минковым показывали ей песни. Его «Не отрекаются, любя» она сразу же спела, а мою «То ли еще будет» два года спустя, когда Кристина подросла.

ЛАБИРИНТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

 

Эдуард Ханок: Сделал творческий рентген Пугачевой и предсказал рождение близнецов

Фото: Мурашко/РИА Новости

- Ваши хиты звучат и в России, и в Беларуси. Но некоторые сейчас... на другой мотив. С чем были связаны ваш запрет на их исполнение и последующее судебное разбирательство?

- Артисты забывают, что есть люди, которые немало вложили в их успех - композиторы, поэты-песенники. Когда не стало Александра Тихановича, на десятый день решили провести вечер памяти. Пригласили ведущих композиторов, но практически ни одного из них не представили публике.

А спустя год вдруг оказалось, что это и не вечер памяти был, а продолжение панихиды. Тогда причем здесь аплодисменты и песни? Короче, этот вечер оказался «вечером беспамятства». Основные претензии к исполнителям кроются в нежелании объявлять имена авторов и заключать с ними договоры. В апреле 2017 года я запретил исполнителям использовать мои песни, но в результате компромиссного решения четыре из них отданы культурному центру «Малиновка», который учредил продюсерский центр «Спамаш».

Анатолий Ярмоленко отказался заключать со мной возмездный договор на песню «А я лягу-прилягу» и поет ее сегодня на другой мотив. Это его право, но я уверен, что из этой затеи ничего не выйдет. Единственная песня в мире, с которой можно успешно экспериментировать, заменив в ней не только мелодию, но и слова, - гимн. Ведь в таком случае народ обязан петь новый вариант. Если ваша любимая песня «А я лягу-прилягу» - попробуйте спеть ее на новый мотив… Долго будете переучивать. Так что сегодня Ярмоленко поет свой вариант, а народ - свой.

Первый суд по защите чести, достоинства и деловой репутации у телеканала ОНТ я уже выиграл. С июля 2018 года телеканалы начали титровать концерты. Появилась возможность навести порядок, поэтому готовлю новые иски, буду разбираться с Поплавской и другими.

- Где находите время и для судов, и для композиторской работы?

- Все это взаимосвязано. Последнее время внимательно смотрю по телевизору передачи о судебных делах: много тонкостей есть. А недавно меня в Союз писателей приняли: есть песни, которые написал на собственные стихи, например, «Брест», «Военные оркестры нам нужны».

Моя жизнь делится на три этапа: классический (когда учился в консерватории), песенный (когда создавал шлягеры) и научный. Уверен, что в научном добьюсь больших результатов: уже открыл главный закон всей творческой жизни на Земле, который стал основой новой науки - Теорию творческих волн. Сделав волнограмму (или творческий рентген) Аллы Пугачевой, за пять лет предсказал появление ее детей, а сравнительный анализ волнограмм Иосифа Кобзона и Муслима Магомаева открыл секрет онкологии. В настоящее время работаю над самым большим альбомом в мире - гиперволнограммой России. Так что то ли еще будет ой-ей-ей...

- Вы за здоровый образ жизни?

- Распорядок у меня такой: с утра - холодный душ. Сразу вся дурь из головы выходит. До пяти часов работаю. Потом - в филармонию. Но не на концерт, а в бар - люблю посидеть там, пообщаться, попить чаю. А в 9 домой и до полуночи снова работаю. При таком режиме мне разрядка необходима! Вот суды ее функцию и выполнят.

ВЕРСИИ

«ПЕСНИ, КОТОРЫЕ НЕ СТАЛИ ХИТАМИ, МНЕ НЕИНТЕРЕСНЫ»

- Некоторые хиты действительно получают второе дыхание - меняется музыка, и вот их уже не узнать.

- Да, так было с песней «Здравствуй, чужая милая». Когда-то ее пели Николай Щукин, Аркадий Северный, а я создал третий вариант. Анатолий Горчинский, который написал первую версию, предъявил мне претензию: мол, кто вам дал право на другую музыку? Я ему ответил, что любой композитор может писать музыку на любое стихотворение, даже на то, которое уже использовалось другими авторами. Короче, захочу - напишу новый мотив к «Пусть всегда будет солнце». Другое дело, что это никому не нужно.

- Ну не скажите. К вашей песне «Исчезли солнечные дни», которую исполняли Людмила Сенчина и Лев Лещенко, новую мелодию написал Раймонд Паулс. И вот она уже зазвучала в исполнении Валерия Леонтьева совершенно по-другому.

- Да-да, было такое. Но я считаю, это моя песня не получилась. Я по натуре своей максималист: песни, которые не стали хитами, мне неинтересны. Вот некоторые похваляются: у меня триста песен! Да постыдились бы - из этого количества едва ли две-три известны!

УДАЧНЫЙ БРОСОК

«ГОНЯЛИ В ФУТБОЛ В МИНУС 30»

- И все-таки: Брест или Колыма?

- Детских воспоминаний о Бресте немного - все-таки был слишком мал. А вот о Колыме - побольше. Отца туда перевели по работе - он был замначальника прииска по политической части. Как я был тогда увлечен футболом! Мы, мальчишки, гоняли мяч в тридцатиградусный мороз, без пальто! Жили в глубинке: бывало, в местный магазин не завозили продукты, и тогда из еды были, как в фильме, икра красная да икра черная. И еще - крабы в банках.

- Мечтали стать футболистом?

- Было дело. Школ поблизости не было, поэтому, когда отец уезжал на прииск, я жил в райцентре, в интернате. Однажды нам привезли форму. Представляете? Майку с шортами, спортивную обувь, гетры, щитки! А наутро приехали родители и сказали, что отца переводят. Так и не довелось мне поносить бутсы.

Разговор с композитором слушайте на Радио «КП» в программе «Наши люди» на частоте 97.2 в Москве. 

 

 

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Николай Бурляев: Вклад в семью – это вклад в наше будущее

В Гродно открылся постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Политика

Вячеслав Володин: Россия себя защитит, и у нас есть, чем это сделать

Россия сможет себя защитить и обеспечить устойчивое развитие, сказал Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также