Светлана Немоляева: Сегодня снимают «утопающее во мраке кино»
Миллионы зрителей любят ее и за «жуткие розочки» из «Служебного романа», и за бунт боевой жены Гуськова в «Гараже», и за полсотни ролей в театре. В интервью «СВ» актриса рассказала, легко ли играть на одной сцене с родственниками, о гневных письмах из Беларуси и проблемах современного кинематографа
Артистка бесконечно благодарна Эльдару Рязанову, который сделал ее звездой. Фото: Кадр из фильма
ЛИШИЛИ ПРЕМИИ ЗА «ЛЕГКОМЫСЛЕННУЮ» РОЛЬ
- В этом году с белорусского кинофестиваля «Лістапад» вы увезли спецприз исполнительного комитета СНГ «Кино без границ». Все же ваши награды сложно пересчитать. Какая для вас особенно дорога?
- В начале карьеры не была обласкана вниманием. Вкладывала в работу всю душу, но признания не получала. Когда любимый «Служебный роман» выдвинули на Государственную премию РСФСР, меня вычеркнули из списка.
- То есть всех наградить, а вас нет? Это почему?
- Играла героиню, которая бегала за женатым мужчиной. Это посчитали слишком легкомысленным. Когда же получала наконец первую награду, расплакалась от волнения. А самая дорогая для меня премия - театральная «Золотая маска», которую мне вручили в Театре имени Маяковского, где я работаю уже 59 лет! Примечательно, что из нашей труппы получила ее первая. Потом уже награды посыпались как из рога изобилия. Бережно храню их на даче. Но главный приз - зрительское признание.
- «Познавая белый свет» - так в этом году звучал слоган «Лiстапада». Девиз юбилейного кинофорума - посвящение режиссеру Кире Муратовой. Вам доводилось работать вместе?
- Кира Муратова как-то увидела меня в театре и пригласила на съемку. Нужно было ехать на Одесскую киностудию. Я была беременна, ждала Шурика. Животик уже был виден, сниматься меня практически не приглашали, поэтому согласилась не раздумывая. Переживала, конечно. Кира успокоила, мол, там эпизод маленький, буду играть сидя - о моем положении никто и не догадается.
Как сейчас помню: на улице ноябрь, сыро, промозгло, в павильонах холодно и неуютно. Я даже теплых вещей с собой не захватила. А у Киры была бесподобная белая шубка. Представляете, на время съемок она мне ее отдала со словами: «Тебе нужно беречь малыша». Очень была доброй, отзывчивой.
ДЕЛИМ С ВНУЧКОЙ ГРИМЕРКУ
- Вы работаете в театре, снимаетесь в кино, активно гастролируете. Молодые актрисы позавидуют такому насыщенному графику.
- Сын все время волнуется: «Мама, побереги себя!» А я думаю: как быстро летит время. Бездельничать - не моя история. Мне всегда не хватает работы. Если есть свободная минутка, прихожу на спектакли в родной театр, или в театр «Ленком», где работает сын.
- Внучка Полина продолжает знаменитую актерскую династию. Более того, вы играете с ней на одной сцене в Маяковке.
- В спектакле «Бешеные деньги» по пьесе Островского играю Надежду Чебоксарову, а Полина - мою театральную дочь. Делим вместе одну гримерку. Полину позвала в театр наша замечательная актриса Женя Симонова (принцесса в «Обыкновенном чуде». - Ред.). Видела ее в роли Верочки в спектакле «Месяц в деревне». Не думайте, что Полина попала в театр по протекции. Она - максималистка, всего добивается сама.
- Играть вместе с родственницей комфортно?
- На сцене Полина в первую очередь не внучка, а партнер. Она большая умница. Хотя мы совсем непохожи: она вся в папу и дедушку, все «лазаревское». Даю ли советы? Полина ко мне прислушивается, но я стараюсь не быть назойливой: актеры - люди ранимые.
«ГНЕВНЫЕ ПИСЬМА ПРИХОДИЛИ ДВА РАЗА»
- У вас в кино около сотни сыгранных ролей! Доводилось ли сниматься в Минске?
- В республике много снимался мой муж - Саша Лазарев. У выдающегося белорусского режиссера Виктора Турова. Небольшие роли на «Беларусьфильме» были и у меня. Всегда приезжаю в Минск с огромным удовольствием. Люблю эту уютную, красивую страну, приветливых, открытых людей. Очаровательных и надежных. Помню, как реквизиторша-белоруска на «Мосфильме» накрыла нам потрясающий стол - с румяными драниками и пирогами. Объеденье!
- Что, ни одного негативного момента не припомните?
- Мне часто приходят письма. Большинство с приятными и добрыми словами. За всю жизнь только дважды получала злые послания от зрителей. Одно из них было как раз из Беларуси. В одной картине играла судью, которая приговорила хорошего человека. Возмущенная зрительница написала, что скоро станет мамой и очень остро и болезненно воспринимает картину. Там даже были такие строки: «Как вам не стыдно! Я плюну вам в лицо, когда вас увижу». Ответила ей, что это всего лишь роль. А потом, на одном из кинофестивалей, ко мне подошла девушка, извинилась и призналась, что это она отправила то злополучное письмо. Расстались с миром: как говорят, кто старое помянет…
- А второе письмо?
- Оно было связано с белорусским фильмом, в котором я сыграла с мужем в крохотном эпизоде. Мы лежим под одеялом. Звонок, его срочно вызывают устранять ЧП, он вскакивает и убегает. После выхода фильма приходит письмо со словами: «Как вам не стыдно! Вижу, Лазарев в постели. Ну, думаю, сейчас и Немоляева появится…» (смеется).
- Для современного кинематографа это совсем невинные цветочки. Что скажете по поводу нынешних фильмов?
- Кино должно побуждать к чистым и светлым чувствам. Наверное, я старомодна, но в картине добро обязательно должно победить зло. Как было в советском кино. Вспомните потрясающие работы Элема Климова, Виктора Турова, Эльдара Рязанова. В них и милосердие, и доброта, и мужество. Может, оттого их с удовольствием пересматривают спустя десятилетия?
Счастлива и благодарна судьбе, что на моем пути встретился Эльдар Рязанов, благодаря фильмам которого меня любят зрители. Сейчас, чтобы пробиться на фестиваль, нужно обязательно снять тяжелое, утопающее во мраке кино, с убийствами, расследованием, беспросветной и тяжелой жизнью героев. Мне же кажется, что нужно снимать кино о человеке, тогда зрители будут его смотреть. Какие бы тысячелетия ни проходили, вечные ценности: добро, любовь, чувства все равно остаются.
И когда ты понимаешь, что происходит на экране, тебе не хочется, чтобы сеанс заканчивался.
ДОСЬЕ «СВ»
Светлана Немоляева родилась в 1937 году в Москве в кинематографической семье. Отец Владимир Немоляев был режиссером, его брат Константин - актером, мама Валентина Ладыгина - звукооператором. В восемь лет снялась в комедии «Близнецы» с Михаилом Жаровым и Людмилой Целиковской. Окончила Высшее театральное училище имени Щепкина, после чего ее приняли в Театр имени Маяковского, где до сих пор является одной из ведущих актрис. Сыграла больше чем в пятидесяти спектаклях, в том числе: «Гамлет» (Офелия), «Трамвай «Желание» (Бланш Дюбуа), «Таланты и поклонники» (Негина), «Ревизор» (Анна Андреевна). Широкую известность принесли роли в картинах Эльдара Рязанова. Народная артистка РСФСР. Награждена орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» III степени.