Судьба в четыре оборота
Юбилею прославленного мэтра было посвящено грандиозное шоу в переполненном дворце спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге. На льду блистали Евгений Плющенко, Алексей Урманов, Юко Кавагути, Александр Смирнов и другие звезды фигурного катания.
С персональными поздравлениями к герою дня обратились не менее знаменитые коллеги по спортивному цеху – Татьяна Москвина, Александр Горшков, Юрий Овчинников. Море цветов. И, конечно, подарки – от эксклюзивных валенков до навороченного черного «Ягуара» последней модели. И кто скажет, что Мишин, взрастивший целую охапку олимпийских чемпионов, не заслужил такого богатства.
В спортивном мире его называют одним из лучших, если не лучшим тренером по фигурному катанию. Сейчас в это трудно поверить, но его судьба вполне могла оказаться не связанной с фигурным катанием, в которое он, мальчишка послевоенной поры, попал, можно сказать, даже случайно.
В детстве он был подвижным и даже, как он сам говорит, хулиганистым ребенком. То и дело вместе с приятелями по двору выкидывал какую-нибудь шалость. Терпение родителей в конце концов лопнуло, и после очередной выходки они решили направить бившую через край энергию сына в более мирное русло. Так в один прекрасный день наш герой оказался во Дворце пионеров имени Жданова на Невском проспекте. Прекрасный день в данном случае не фигура речи, а констатация очевидного факта, потому что с того момента, как он впервые переступил порог Дворца пионеров, в его судьбе произошел решительный поворот, который спустя годы выведет его на самую вершину спортивного олимпа.
По современным меркам спортивный взлет Мишина-фигуриста представляется скорее сюжетом из фантастической повести. В наши дни будущие чемпионы начинают постигать азы мастерства еще в дошкольном возрасте. Тогда как он сел впервые за ледовую парту… в 15 лет. Сегодня с таким новичком-переростком даже разговаривать никто не станет, не то что смотреть его на льду, а, посмеявшись, отправят его восвояси. Но тогда, видимо, время было другое.
Секрет своего спортивного восхождения сам прославленный юбиляр объясняет без всякого героического пафоса, очень просто. Во-первых, упорством. Во-вторых, трудолюбием. В-третьих, беззаветной любовью к конькам. Не обошлось, считает он, и без Ее Величества Удачи: «Просто мне повезло оказаться в нужное время в нужном месте у нужных специалистов, которые разглядели во мне какую-то искорку и помогли раскрыться моим способностям».
Начинал он как одиночник. Затем благодаря задумкам тренеров стал кататься в паре с Татьяной Москвиной. И успех не заставил себя ждать. О ледовом дуэте с берегов Невы специалисты во весь голос заговорили в конце шестидесятых годов. Тогда пара Москвина – Мишин выиграла золотые медали чемпионата Советского Союза. Затем были «серебро» и «бронза» чемпионата Европы, «серебро» первенства мира.
Попутно с успехами на ледовой арене Мишин настойчиво и дотошно грыз гранит науки в институте. Впрочем, высшее образование в те годы не было какой-то диковинкой среди спортсменов. Скорее наоборот – для любого вуза считалось престижным иметь среди своих студентов знаменитых мастеров, и они с готовностью распахивали перед ними свои двери. Что скрывать, многим спортсменам было в принципе все равно, куда идти учиться. Только бы диплом получить, излишне не напрягаясь.
Мишина дармовыми коврижками в виде «легкой» корочки о высшем образовании никто никуда не заманивал. Он сам выбрал специальность, на которую стал учиться, – инженер электротехнического оборудования. На первый взгляд выбранная им специальность не имеет даже близкого отношения к фигурному катанию. Однако впоследствии, уже став тренером, Мишин не раз использовал знания, полученные в институте, для прорывных новаций в своих ледовых изысканиях. Неспроста же Мишина называют самым высокотехнологичным тренером в современном фигурном катании. Это его ученики первыми в мире начали делать четверной прыжок. Для обучения подопечных более четкому выполнению сложнейших элементов Мишин в свое время даже придумал специальный жилет, который издает звуковой сигнал в тот момент, когда спортсмен неправильно складывает в прыжке руки. Впрочем, любое ноу-хау в спортивном мире недолго остается тайной за семью печатями. Сегодня методику Мишина используют во всем мире, в том числе и непосредственные конкуренты в борьбе за медали на крупнейших турнирах.
Было время, когда под его началом тренировалась целая россыпь суперзвезд: Урманов, Ягудин, Плющенко. Но затем их ледовые дороги разошлись. Сначала ушел Урманов, потом – Ягудин. Остался один – Евгений Плющенко. В нем, на взгляд тренера, удивительным образом сочетаются уникальный талант и потрясающее трудолюбие. И хотя сегодня в карьере его прославленного ученика не самый лучезарный период, тренер не сомневается, что все тучи вокруг Плющенко в ближайшее время непременно развеются, Международный союз конькобежцев (ИСУ) снимет все санкции и Плющенко вновь выйдет на большой лед. «Но это будет уже совсем другой Плющенко. Какой именно? Пока не скажу, – заговорщицки улыбается Мишин. – Но образ его будущей программы мне уже ясен. По своему техническому уровню Женя и прежде стоял среди сильнейших в мире. А будет еще выше…»
В том, что новые победы непременно последуют, сомневаться не приходится. Тем более что помимо Плющенко под началом Мишина сейчас тренируются молодые фигуристы, которые уже начинают заявлять о себе на международной арене. Да и Плющенко, несмотря на все передряги последнего времени, вешать коньки на гвоздь явно не собирается.
Андрей АРЕФЬЕВ