Ураган под капотом
Российская команда «Формулы-1» Marussia Virgin Racing, а попросту «Маруся», провела на минувшей неделе большие смотрины своего скоростного хозяйства. На обозрение широкой публики был впервые представлен болид, на котором пилотам конюшни предстоит наматывать крутые виражи на этапах королевских гонок в 2011 году.
Новый автомобиль получил официальный индекс MVR-02. Порядок букв и цифр в имени болида выбран именно таким отнюдь не случайно. Заглавная «М» означает совладельца и титульного спонсора команды, российскую компанию «Маруся», возглавляемую Николаем Фоменко.
Как отмечалось на презентации, новый болид разработан с использованием средств вычислительной аэродинамики. Он целиком проектировался на компьютере и не продувался в аэродинамической трубе. По словам технического директора команды Ника Вирта, такой способ создания машины имеет несколько очевидных плюсов, и в первую очередь материальный. Использование системы вычислительной гидродинамики, по словам Вирта, позволяет отказаться от дорогостоящих испытаний в трубе без малейшего ущерба для точности расчетов.
– На мой взгляд, новая машина «Маруси» выглядит достаточно консервативно, – поделился с корреспондентом «СВ» «формулический» эксперт Константин Иванцов, побывавший на презентации. – В отличие от большинства моделей 2011 года, носовой обтекатель MVR-02 смотрит вниз, а верхний воздухозаборник и кожух двигателя не претерпели заметных изменений с прошлого сезона. Цветовая гамма болида также осталась прежней: к фирменной черно-красной палитре команды прибавился белый «нос» болида, призванный визуально выделить логотип компании «Маруся». Новая машина оснащена бензиновой «восьмеркой», выполненной из алюминия. Блоки цилиндров развернуты по отношению друг к другу на 90 градусов. Тормозить новинка будет за счет керамических дисковых тормозов. Бак болида рассчитан на 220 л. Во время презентации мне удалось пообщаться со многими моими коллегами, которые не первый год освещают соревнования «Формулы». Так вот, если отбросить некоторые частные вопросы, то обобщенный вывод, который они сделали, звучит примерно так: новый болид «Маруси» – это серьезный шаг вперед во всех областях и результат напряженной работы по развитию машины.
Надо заметить, что в сезоне-2011 у команды будет не только новый болид, но и новое спортивное гражданство. Шаг, надо сказать, вполне закономерный. Ведь компания, возглавляемая известным автогонщиком, а в прошлом бас-гитаристом популярного бит-квартета «Секрет» Николаем Фоменко, приобрела контрольный пакет британской гоночной конюшни. Поэтому принято решение, что в предстоящем сезоне команда откажется от британской лицензии и официально зарегистрируется в качестве российской команды, чтобы выступать под трехцветным флагом. О чем официально и было объявлено на презентации. Причем соответствующее согласие на перерегистрацию от Ассоциации моторного спорта Соединенного Королевства уже получено. Для получения нового «паспорта» осталось выполнить разные мелкие, но необходимые бумажные формальности. И – вперед к новым победам. «Мы не авантюристы и реально оцениваем наши возможности, – сказал Николай Фоменко, который отныне будет возглавлять инженерный департамент команды. – Наша цель в сезоне 2011 года – прогресс и хорошие результаты. В команде отличный состав пилотов – Тимо Глок и Жером Дамброзио. В прошлом году Тимо отлично справился со своей работой в сложных условиях, оказав серьезную помощь в доработке машины, и его выступление в этом сезоне должно обеспечить команде необходимую стабильность результатов».
В словах Николая Фоменко прозвучали вместе с тем нотки искреннего сожаления, когда он коснулся темы спонсорства со стороны российских предпринимателей. Впрочем, наверное, не один только Фоменко, но и многие поклонники «Формулы-1» в России предполагали, что как только среди участников королевских гонок появится российская команда, от желающих материально поспособствовать ее грядущим успехам не будет отбоя. Представители крупного бизнеса щедро распахнут для нее свои несметные закрома. Как бы не так! Во всяком случае, по словам Николая Фоменко, «Маруся» пока не получила сколько-нибудь внятных предложений о сотрудничестве со стороны российских бизнесменов. Более того, на взгляд Фоменко, предприниматели не до конца, вероятно, понимают, что это такое – российская команда в «Формуле-1». «Это ведь не просто надпись на борту болида, но еще и уровень контактов, которых они не могут добиться за пределами России», – считает Фоменко.
Николаю, конечно, виднее, ведь он оценивает ситуацию не со стороны, а находясь непосредственно в гуще событий. Однако кое в чем, он, как представляется, не совсем прав. Возможно, он просто щадит самолюбие адресатов, которые на самом деле, конечно, понимают все прекрасно. И про то, какую сумасшедшую аудиторию имеют гонки в мире, и про престиж не только страны, но и собственного имени, когда оно отпечатано на борту болида. Тут дело, видимо, в другом – «Маруся» в главных автогонках мира, по большому счету, новичок. А российские бизнес-акулы клюют чаще всего на проекты, заранее выигрышные. Поэтому шевелиться они начнут, когда «Маруся» войдет хотя бы в первую тройку королевских гонок. Тогда и звать никого не придется – сами придут с предложениями. В общем, газ до отказа и – вперед. До начала сезона-2011 остается всего ничего. Первый этап – Гран-при Бахрейна – стартует уже 11 марта.
Андрей АРЕФЬЕВ