Что ответил Борис Спасский на вопрос, почему он вернулся в Россию
На стало великого шахматиста Бориса Спасского

ГЕНИЙ, ПАРАДОКСОВ ДРУГ
Непревзойденный мастер атакующего стиля, он взлетел на шахматный Олимп, как метеор. В восемнадцать лет стал самым молодым на тот момент гроссмейстером на планете. Чемпионский титул завоевал в 1969-м, став десятым по счету обладателем мировой шахматной короны в истории. В решающем поединке, проходившем в московском театре Эстрады, обыграл другого советского шахматиста Тиграна Петросяна. Обыграл красиво, вдохновенно со счетом 6:4.
ЛЕНИВЫЙ ЧЕМПИОН
Гений, парадоксов друг - это тоже про Спасского.
- В шахматах я был очень ленивым, - признавался он уже на склоне лет, - Почти не работал. Все давалось легко. Играл свои схемы и не любил осваивать чужие. Дебюты знал паршиво, но в своих схемах чувствовал себя очень уверено. Этим и побеждал. А после напряженных партий восстанавливал силы сном. Спал по десять часов, а то и больше.
Судьба хранила его еще с детства, словно намекая, что впереди ленинградского мальчишку ждут великие дела. Поезд, набитый питерской ребятней, на котором он ехал в эвакуацию, чудом не попал под бомбежку. Два предыдущих состав, фашистские стервятники разнесли в пух и прах. Живых почти не осталось.
Мама и папа остались в блокадном городе. Отец умирал от дистрофии. С случилось еще одно чудо, как рассказывал Спасский. Мама продала на толкучке все, что только можно купила бутылку спирта и отнесла отцу в больницу. Отец выпил всю бутылку и поднялся. После этого они с мамой забрали пятилетнего Борю с братом из детского дома, где они тоже чуть не умирали от голода. И всей семьей уехали в Подмосковье. В Питер вернулись только весной 1946-го.
НЕРВЫ, КАК СТАЛЬНЫЕ ПРУТЬЯ
Страшные годы войны закалили характер будущего чемпиона. Даже в самые отчаянные для него моменты шахматных поединков он никак не проявлял эмоций.
- Он – человек с железными нервами. Всегда сидит за доской с одинаковым выражением лица. Может прозевать фигуру, но вы ни за что не поймете, ошибка это или фантастически хитрая жертва,
Их поединок за чемпионскую корону в 1972 году в исландском Рейкьявике репортеры окрестили матчем века. Спасский легко выиграл первую партию. На вторую Фишер просто взял не явился, выкинув очередной капризный фортель. Спасский, как действующий чемпион, мог потребовать отмены матча и сохранить мировой титул. На этом настаивал Спорткомитет СССР. Но Спасский хотел, чтобы все было по-спортивному честно. И продолжил матч, который в итоге проиграл 3:7. Фишер на тот момент был объективно сильнее.
Своевольную принципиальность чиновники Спасскому не простили. А тут еще женился на француженке, с которой познакомился в Москве. И в конце концов, устав бодаться с чиновниками, уехал к жене во Францию. Но, в отличие от нынешних беглецов, гадостей про Родину никогда не говорил. Советского гражданства его не лишали, и даже живя во Франции он какое-то время продолжал выступать за сборную СССР, правда, все реже и реже – накатила волна молодых амбициозных гениев, шахматный конвейер в СССР работал безотказно. Поменяв спортивное гражданство, он несколько раз выступал за сборную Франции на Всемирной шахматной олимпиаде, сенсационно подняв ее до небывалой прежде шестой строчки в рейтинге.
В Россию Спасский вернулся в 2012 году. Объяснил свой комбэк очень просто:
Здесь мое сердце!
Много ездил по стране. Открыл несколько шахматных школ для мальчишек в разных городах. До последнего следил за партиями молодых звезд, и частенько ворчал: «Они играют быстро, но где душа?»
Выдающегося мастера не стало на 89-м году жизни. Он умер 27 февраля.