Команда тренера Леонида Слуцкого получила «серебро» в китайской футбольной «Суперлиге»
Пришел, увидел, победил. Именно по такому принципу, провозглашенному еще римским полководцем Юлием Цезарем, российский футбольный тренер Леонид Слуцкий штурмовал футбольную вершину в Поднебесной.
И победил, можно считать. Потому что «серебро» для клуба «Шанхай Шэньхуа», который, на секундочку, он возглавил только зимой, - это безо всяких натяжек триумф. Название клуба с китайского переводится как «журавль». Слуцкий ухватил его за хвост. Середняк, не раз в последние годы стоявший на вылет из местной Суперлиги, с приходом нашего человека на пост главного тренера словно заново родился. И спустя шестнадцать лет подпрыгнул сразу на второе место. А мог выиграть и «золото». От победителя чемпионской гонки клуба «Шанхай Порт» коллектив Слуцкого отделило какое-то несчастное очко, которое они, можно сказать, случайно обронили на марафонской трассе сезона, потерпев всего лишь одно (!) поражение. Хотя первый победный гвоздь московский коуч вколотил практически с порога, на успев отработать с «Шанхаем» и пару месяцев, - еще в феврале выиграл с командой Суперкубок Китая. На этот раз точно по Юлию Цезарю. Болельщики, а за «Шэньхуа» болеет половина второго по величине города Поднебесной, на радостях гуляли целую неделю.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТРЕНЕР
В сегодняшней ситуации, когда Россия оказалась фактически в спортивной изоляции, любой успех наших атлетов и тренеров на международной арене приобретает особый вес. В футболе тем более. На самом деле действительно значимые успехи наших наставников в зарубежных чемпионатах можно пересчитать по пальцам одной руки. Первопроходцем стал Виталий Шевченко - еще в девяностые он выиграл национальное первенство Боливии с клубом «Боливар». Самую большую коллекцию собрал Станислав Черчесов - уже в двухтысячных выигрывал «золото» чемпионата Польши с варшавской «Легией» и дважды побеждал в первенстве Венгрии с будапештским «Ференцварошем». Валерий Непомнящий двадцать лет назад также выигрывал «серебро» чемпионата Китая с тем же «Шанхай Шэньхуа». Так что Слуцкий всего лишь четвертый российский наставник, которому подмигнула удача за рубежом. Тем более в Поднебесной - стране во всех отношениях самобытной, где европейцу не так-то просто заявить о себе. И тем более с листа донести до каждого из игроков свою тренерскую философию.
- Викторыч умеет это делать влет. Он - великолепный психолог. На высочайшем уровне разбирается в людях. Без проблем находит подход к каждому игроку, - раскрыл один из секретов мастера белорусский нападающий Виталий Лисакович, игравший под руководством Слуцкого, когда тот тренировал казанский «Рубин».
А «ЗЕНИТУ» НЕ УДАЛОСЬ БЫ
Тренер - работа нервная. Всю жизнь как не электрическом стуле. Шквал эмоций, бушующий в душе, у Слуцкого выдает привычка непроизвольно раскачиваться, как маятник, сидя на скамейке во время матча. За что его сравнивают с Лобановским - того тоже мотало туда-сюда всю игру, как фигурку китайского божка. Кстати, после исторического успеха «Шэньхуа» в Сети появился шутливый ролик, объясняющий успех Слуцкого. Оказывается, по мнению авторов ролика, российский спец внешне здорово напоминает Хотэя - китайского Бога счастья. Согласно поверью, для привлечения удачи надо потереть животик у его фигурки. Как знать, Слуцкий в этом не признается, но наверняка и сам держит фигурку Хотэя в своей шанхайской квартире и перед каждой игрой трет ему животик на удачу.
А вот российским командам в китайском первенстве, считает Слуцкий, пришлось бы совсем не так сладко, как это высокомерно может казаться из той же Москвы или Питера. Китайцы выгнали из своего чемпионата практически всех иностранцев, сделав ставку на своих и установив жесткий лимит на легионеров, а заодно на потолок зарплат и трансфертных расходов клубов.
- Поэтому, скажем, «Зениту» пришлось бы здесь тяжеловато, - улыбается Слуцкий.
В шутке - истина, если вспомнить, что погоду в «Зените» уже который сезон подряд делают легионеры. В Китае этот номер не прошел бы.
И переезжать российскому футболу в Азию, о чем рассуждали боссы РФС, тоже, по его мнению, нет смысла:
- Да нас там никто и не ждет. Так что никуда переезжать не надо. Европа лучше. Просто надо ждать, когда все вновь образуется.