Попробуй повторить…
Подъезжая к Минску со стороны Логойска, водители непременно притормаживают перед поворотом на Раубичи. Снизить скорость их заставляет рев моторов и дым от жженых покрышек – здесь, на отрезке идеально ровного асфальта, каждый погожий день тренируется группа стантрайдеров FSB. За грозной аббревиатурой кроется название Freestyle Stant Band (стант-команда свободного стиля).
Парни из FSB не «заморачиваются» над вопросом о смысле жизни. «Каждый день я думаю, когда же вновь окажусь на площадке на своем байке», – скажет любой из них. Правда, на мотоцикле стантрайдеры (стантрайдинг – трюковая езда на мотоцикле) катаются не совсем привычным способом. Суть этого экстремального вида мотоспорта – экстремальное вождение на заднем (вилли) или переднем (стоппи) колесе, контролируемый занос, сложные, чуть ли не акробатические, трюки во время движения и преднамеренное жжение резины за счет пробуксовки. Последний элемент программы называется бернаут. Максим Прохорчук, один из опытнейших белорусских стантрайдеров, демонстрирует нам, как это выполняется на практике. Едва тронувшись с места, он рывком тянет руль на себя. Переднее колесо мотоцикла отрывается от поверхности и через мгновение взлетает выше головы гонщика. Резкий прыжок – и Максим уже выпрямился в полный рост, стоя одной ногой на сидении, прочно удерживает руль. Это и есть «вилли».
– Я за рулем с 14 лет, – рассказал нам позже Максим. – Стантрайдинг – это прежде всего искусство балансирования. Едешь на одном колесе по короткой площадке на малой скорости – попробуй не завались на бок! Тут нужно быть профессионалом. А главное – максимально чувствовать и понимать свою машину.
Мотоцикл Максима весит почти две сотни килограммов. Массу аппарата увеличивает специальный тюнинг и кое-какие модификации, которые претерпевает байк, прежде чем стать «стантовским».
– Для начала заменяем заднее колесо, ставим «звездочку» большего диаметра, – продолжает свой рассказ Максим. – На переднее, наоборот, «звездочку» поменьше. Это увеличивает крутящий момент и добавляет мотоциклу мощности во время езды. Правда, скоростные возможности машины снижаются, но это не так важно, мы ведь не в гонках участвуем. Весь пластик – обшивку, фары, «экран» – обязательно снимаем, иначе все это затем отвалится в самый неподходящий момент. Парочка падений – и пластмасса останется на асфальте. Поэтому вместо пластика крепим металлическую защиту. Тормоза делаем ручными, то есть выносим их вперед на ручку, так можно надежнее контролировать байк во время исполнения трюков. Что еще? В бензобаке углубление надо выдолбить, чтобы на него было удобно садиться. «Вилку» (хвост мотоцикла) крепкую поставить, иначе на нее не встанешь.
Понятно, что стантрайдинг – занятие не из дешевых. Несколько лихих трюков способны в буквальном смысле сжечь покрышку. В число затрат входят не только резина и топливо. Периодически выходят из строя те или иные детали. Чаще всего байк ломается после падений, которые нередко случаются во время тренировок. О степени опасности этого вида экстрима говорит и специальная амуниция, без которой ни один даже самый опытный мотоциклист-виртуоз не выходит на трассу. Наколенники, налокотники, шлем, обувь с толстой подошвой, перчатки и защитный жилет для спины с металлическими вставками – все это моментально стирается об асфальт.
– Из моего гардероба в мусорное ведро отправилось немало брюк и джемперов с дырами на локтях и коленях, – вспоминает Максим. – О ссадинах, шишках и синяках лучше вообще не говорить – живого места не было на теле. Но это когда я только начинал. Сейчас, хоть и достиг достаточно высокого уровня, без защитной экипировки за руль все равно не сажусь – опасно…
Наш разговор прерывает мощный рев двигателя, раздавшийся за спиной. Один из стантрайдеров подъезжает на заднем колесе вплотную к легковому автомобилю и становится одной ногой на его капот.
– Между прочим, сложный трюк, – комментирует Максим действия гонщика. – Требует исключительного чувства техники, очень важно знать, на что она способна и как ее контролировать. Так близко подъехать к машине – это считается у нас высшим пилотажем.
– А есть трюк, который может выполнить любой «чайник» без долгих тренировок?
– Наверное, «бернаут» на месте. Зажимается передний тормоз и одновременно добавляется газ. При этом еще включается первая передача и полностью отпускается сцепление. Для безопасности можно упереться передним колесом в высокий бордюр. По-моему, это несложно.
Возможно, стантрайдинг кому-то кажется опасным и бесполезным увлечением. Ведь мотоцикл – это в первую очередь средство передвижения, а не цирковой атрибут. Однако для ребят из Freestyle Stant Band, как и для сотен других мототрюкачей, нет лучшего способа развлечения и самореализации. Просто кататься им скучно. И пусть езда на одном колесе по определению сложнее, чем на двух, любителей стантрайдинга ничто не заставит вернуть свой мотоцикл в привычное горизонтальное положение.
Андрей ГОМЫЛЯЕВ