Контракт на скорость
Гонки «Формулы-1» в России – идея с бородой. В разное время она зажигала политиков и спортивных функционеров на протяжении последних трех десятилетий.
Первые попытки практической реализации предпринимались еще во времена СССР в начале 80-х годов прошлого века, когда главный босс «Формулы-1» Берни Экклстоун приезжал с визитом в Москву и вел переговоры лично с Леонидом Брежневым. Генеральный секретарь, сам увлеченно любивший автомобили и уважавший езду с ветерком, к задумке Экклстоуна отнесся с энтузиазмом. Была даже создана рабочая группа по проектированию будущего автодрома. Но затем, как это часто случается, вмешались различные обстоятельства, и работы над проектом сначала притормозились, а после смерти Леонида Ильича были вообще свернуты.
Формулическая тема опять оказалась в центре внимания уже в середине девяностых, когда Экклстоун вновь зачастил в Москву. Трассу хотели построить то в Нагатинской пойме Москвы-реки, то неподалеку от аэропорта Шереметьево. Предлагался и совсем уж сногсшибательный проект – запустить гоночные болиды по специальному серпантину, проложенному вокруг стен Кремля. Но всякий раз дальше словесных деклараций о намерениях дело не двигалось.
И вот теперь стало известно точно: королевские гонки, как еще называют состязания суперскоростных болидов, в России состоятся. И состоятся они в Сочи. Соответствующее соглашение между губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым и генеральным промоутером «Формулы-1» Берни Экклстоуном было подписано на минувшей неделе.
Как планируется, будущая трасса протяженностью пять с половиной километров пройдет по территории Олимпийского парка в Имеретинской долине. Причем большая часть гоночного серпантина будет проложена по тем самым дорогам, которые в настоящее время уже сооружаются к зимней Олимпиаде 2014 года. Правда, с одной существенной разницей: требования к покрытию гоночных участков будут намного выше. По подсчетам экспертов, примерная стоимость проекта составляет 200 миллионов долларов. Строительство автодрома уже поддержали крупные российские фирмы, с участием которых будет сформирована специальная управляющая компания, которая займется реализацией гоночного проекта. Правда, перед началом собственно строительства проект нужно будет еще согласовать с Международным олимпийским комитетом. Но это уже формальности. В то время как сам контракт, подписанный на минувшей неделе, позволяет проводить российские этапы чемпионата мира «Формулы-1» с 2014 по 2020 год, с возможностью его продления еще на пять лет.
Таким образом, благодаря королевским гонкам территория Олимпийского парка в будущем станет активно использоваться и после проведения в Сочи зимних Игр-2014. А первые тестовые заезды гоночных болидов в Сочи должны состояться уже в 2013 году буквально за несколько месяцев до открытия Олимпиады. И это, по мнению экспертов, станет, пожалуй, главным испытанием для олимпийской инфраструктуры. Ведь «Формула-1» входит в тройку самых популярных в мире спортивных соревнований после Олимпийских игр и чемпионатов мира по футболу и никаких мелочей здесь быть не должно. К тому же, как полагают эксперты, появление сочинской трассы даст значительный импульс развитию всего автоспорта в стране. А также существенно повысит шансы попасть в число участников самой престижной гоночной серии российской команды Marussia Motors, которую возглавляет известный музыкант и шоумен Николай Фоменко.
Андрей АРЕФЬЕВ