Олимпийский шабаш в Париже закончился
Нахлебались и хватит
И слава богу. Ни грусти, ни сожаления, пожалуй, впервые за многие годы не было.
И не только потому, что эти Игры прошли без лучших атлетов Союзного государства. Хотя это причина номер один. Слишком много грязи вынесли на поверхность, и не только Сены.
ПОИГРАЛИ В ДЕКАДАНС
Церемония закрытия на фоне «мракобесного» открытия вышла крайне целомудренной, с песнями, плясками и Томом Крузом, спустившимся откуда-то сверху, чтобы передать олимпийский флаг Лос-Анджелесу. На этот праздник МОК даже позвал российских и белорусских участников (они могли идти там без флага, просто в общей толпе). Вот только незадача - все уже давно улетели из Парижа. И выдававшие приглашение чиновники МОК наверняка об этом прекрасно знали.
И вот такие фишки, увы, стали фирменным знаком этих Игр. Они могли запомниться яркими соревнованиями на фоне шикарных видов Парижа: Эйфелевой башни, Версаля или Дома инвалидов. А останутся в памяти у многих спортсменов тем, что их рвало после купания в Сене. Нахлебались тухлой водички. Или дремлющим под лавочкой олимпийским чемпионом по плаванию Томасом Чекконом. В его номере было слишком душно, ведь кондиционеры из-за зеленой повестки в Олимпийской деревне не установили. Перед соревнованиями невозможно было выспаться. Поэтому он и улегся прямо на улице.
А еще в Париже спортсмены столкнулись с серьезной нехваткой еды. Ни тебе устриц, ни фуа-гра, ни даже фирменных круассанов.
Зато недостаток белка, по словам другого пловца, двукратного олимпийского чемпиона британца Адама Пита, компенсировали червяки в том же мясе.
ДАЛ ПРАВО ЖЕНЩИНУ ЛУПИТЬ
Могла парижская Олимпиада войти в историю мировыми рекордами в плавании и легкой атлетике, возможно, вечным достижением кубинского борца Михаина Лопеса, выигравшего пятые Игры подряд, или первой олимпийской победой великого сербского теннисиста Новака Джоковича.
Или тем, что судьба первого места в общекомандном зачете (в отсутствие наших спортсменов за него боролись только американцы и китайцы) решилась на последней секунде последнего финала в женском баскетболе Франция - США. Если бы бросок француженки со свистком оказался трехочковым, то все могло сложиться иначе. И очередной виктории янки, возможно, не было бы. Хотя и так они опередили китайцев лишь по большему количеству «серебра» и «бронзы», а «золота» намыли поровну - по сорок медалей.
Но запомнят, увы, победы мужиков в женском боксе. Провалившие гендерный тест и по непонятным причинам допущенные до соревнований представительницы (или представители - непонятно, как их теперь правильно называть) Тайваня Линь Юйтин и Алжира Иман Хелиф стали олимпийскими чемпионами, жестко побив обычных женщин. Мужик сказал - мужик сделал, «золото» в кармане. За нечестную игру еще и поощрили.
Что ж, МОК открыл ящик Пандоры: теперь, видимо, на очереди трансгендеры в легкой и тяжелой атлетике. А главный автор этого беспредела Томас Бах красиво умыл руки, заявив, что уходит с поста главы Международного олимпийского комитета летом следующего года. А вы расхлебывайте за мной!
НЕЗАСЛУЖЕННЫЕ НАГРАДЫ
Команда Украины устранила главных конкурентов, написав на них доносы в МОК.
Пока спортсмены всего мира отбирались на Олимпиаду, многие именитые украинские журналисты и спортсмены элементарно «стучали» в Международный олимпийский комитет, заваливая их доносами и требуя недопуска российских и белорусских спортсменов к участию в Играх в Париже.
Своего они добились. И теперь понятно почему. В честной борьбе они ничего бы с нашими не сделали. Две из трех своих золотых медалей украинцы завоевали в тех видах, где исторически были сильны россияне. Прыгунья в высоту Ярослава Магучих - хоть и рекордсменка мира, но при появлении в секторе олимпийской чемпионки Марии Ласицкене у нее подкашивались от страха коленки. Да и выигравшие командный турнир саблистки из Незалежной регулярно уступали нашим Софье Великой и Яне Егорян. А их лидер Ольга Харлан только и может, что демонстративно отказываться пожимать руку россиянкам.
Неплохо выиграли от отсутствия наших спортсменов китайцы, намывшие «золотишко» в традиционно российских дисциплинах - стрельбе, художественной гимнастике и синхронном плавании. И, конечно, американцы, устранившие лишних конкурентов в плавании, гимнастике и том же фехтовании.
ПОД БРОНЗОЙ РЖАВЧИНА ЛЕЖАЛА
Медали сделали непонятно из чего.
Раньше призеры Игр хранили свои медали десятилетиями. Но такого точно не будет с медалями Парижа. Американский скейтер Ниджа Хьюстон, который завоевал на Олимпиаде «бронзу», пожаловался на то, что уже через несколько дней награда утратила лоск и стала облезать.
Часть изображения заметно потемнела, и теперь медаль выглядит так, словно пережила войну. Похоже, изготавливали их непонятно из чего. Или это китайский «контрафакт»? Хотя, с другой стороны, что вы хотите: экономили при их производстве, похоже, на всем. Себестоимость бронзовой медали - одиннадцать долларов, серебряная стоит примерно пятьсот, а золотая - 950.
ХОРОША ДАША, НО НАПОЛОВИНУ НАША
Спортсмены из России в Париже все же победили.
На второй неделе Игр медальная копилка союзных спортсменов пополнилась лишь одной «бронзой» белорусского тяжелоатлета Евгения Тихонцова в весовой категории до 102 килограммов.
Сябры увезли из Франции четыре медали: одну золотую, две серебряные и одну бронзовую. А у российских спортсменов так и осталось одно «серебро» теннисисток Мирры Андреевой и Дианы Шнайдер.
Но россияне, пусть и бывшие, свое «золото» на Олимпиаде все же взяли. Наши борцы на Игры не поехали, так как их лидеров МОК не допустил до соревнований, хотя лицензии на участие они и получили. И все равно сразу три уроженца Дагестана стали чемпионами Игр по вольной борьбе: новый «узбек» Разамбек Жамалов, а также представляющие теперь Болгарию Магомед Рамазанов и Бахрейн - Ахмед Тажудинов. В их переходе не стоит искать политических и подковерных игр: они давно выступают за другие страны. Просто выиграть первенство Дагестана сложнее, чем Олимпийские игры, вот борцы и сменили спортивное гражданство. Тажудинов и вовсе воспитанник спортивной школы двукратного олимпийского чемпиона Абдулрашида Садулаева, которого в Париж не пригласили.
Показательно, что арена для борьбы - единственная на этих Играх, где на пресс-конференциях был перевод с русского и на русский.
Наших гимнасток тоже прокатили мимо Игр. Но российская школа все равно оказалась сильнейшей. Олимпийской чемпионкой стала 17-летняя Дарья Варфоломеева (на немецкий манер ее фамилия теперь звучит «Варфоломеев», хотя с гендерной принадлежностью тут все в порядке). Она родилась в Барнауле и там же начала заниматься художественной гимнастикой, став кандидатом в мастера спорта. В тринадцать лет она переехала в Германию, опять же по той причине, что родители не видели перспектив пробиться в российскую сборную. Тренирует ее уроженка Минска Юлия Раскина, ставшая вице-чемпионкой Игр в Сиднее-2000.
21-летняя волейболистка Екатерина Антропова родилась в Исландии, где за один из местных баскетбольных клубов играл ее отец. Но уже через полгода семья вернулась на родину: Михаилу Антропову предложили контракт в санкт-петербургском «Спартаке». В России Катя жила до пятнадцати лет и даже входила в расширенный состав юношеской сборной среди девушек до шестнадцати лет. Но наши тренеры поздно разглядели талант: Антропова уже уехала в Апеннины. В Париже она стала олимпийской чемпионкой по волейболу в составе сборной Италии.
Еще одно «золото» экс-россиянин взял в дзюдо. Уроженец Беслана Зелим Коцоев стал чемпионом в весовой категории до ста килограммов. С 2015 года он выступает за Азербайджан.
Всего бывшие граждане РФ (на Играх их было шестьдесят) завоевали семнадцать наград: шесть золотых, две серебряные, девять бронзовых. Эта команда заняла бы на Играх пятнадцатое место. Украина со 140 спортсменами только 22-я.