Двое против МОК
Долгое время они были соперниками в метательном секторе. Но судьба заставила их объединиться и стать лучшими друзьями. В августе 2008 года, когда Вадим Девятовский и Иван Тихон завоевали соответственно «серебро» и «бронзу» на Олимпиаде в Пекине, их обвинили в употреблении допинга. МОК тут же аннулировал результаты атлетов и отобрал у них медали. Практически никто не верил, что спортсменам удастся вернуть себе доброе имя в тяжбе с МОК, но чудо все-таки случилось.
Спортивный арбитражный суд вынес вердикт в пользу молотобойцев, признав решение МОК ошибочным. Случай беспрецедентный в истории мирового спорта! А на днях, спустя два года после начала тяжбы, Тихон и Девятовский снова получили свои честно завоеванные медали.
– Наша история возвращает всем спортсменам веру, что можно отстоять свое доброе имя. Если вы знаете, что чисты, а вас обвиняют в употреблении допинга, не нужно отчаиваться, а тем более робеть перед авторитетом международных спортивных организаций, – считает Вадим Девятовский. – Лично нам придала уверенности огромная поддержка со стороны болельщиков и лично президента Беларуси. В самый разгар скандала Александр Лукашенко пригласил нас к себе и вручил награды: Ване – медаль «За трудовые заслуги», мне – звание «Заслуженного мастера спорта».
В белорусском спорте это уже второй случай, когда атлеты борются с антидопинговыми службами за восстановление справедливости. К сожалению, первое громкое дело, в котором участвовала конькобежка Анжелика Котюга, завершилось не столь успешно, как история молотобойцев.
– Сейчас, сравнивая материалы обоих этих дел, я прихожу к выводу, что у Анжелики тоже были неплохие шансы на выигрыш в суде. Нам не удалось добиться успеха только потому, что тогда просто не нашлось такого же хорошего адвоката, как англичанин Майк Морган, – считает вице-президент НОК Беларуси Геннадий Алексеенко.
Действительно, метатели молота считают главным «виновником» своей победы над МОК именно Моргана.
– Поначалу мы хотели воспользоваться услугами юриста из Швейцарии, но решили, что с ним нам точно не светит, и обратились к Майку Моргану, – рассказывает Иван Тихон. – Майк проделал огромную работу, перевел все наши доказательства, которые строились на научных обоснованиях, на юридический язык и грамотно изложил их в суде.
Британский адвокат сразу же поверил в невиновность своих белорусских клиентов, поэтому приложил все усилия, чтобы доказать это в суде на конкретных фактах.
– Результаты спортсменов были аннулированы на основании заключения пекинской лаборатории. Но мы пришли к выводу, что документы по делу Вадима Девятовского и Ивана Тихона были сфабрикованы, поэтому МОК не должен был доверять только лишь лабораторным заключениям, – считает Майк Морган.
Во время тяжбы вскрылись ошибки в действиях сотрудников пекинской лаборатории относительно самой процедуры анализа, а также последовательности сопоставления результатов теста. Выяснилось, например, что анализы Тихона, Девятовского и еще как минимум одного спортсмена (этот факт до последнего момента скрывался) обрабатывались одновременно. Что совершенно недопустимо! К тому же было допущено грубейшее техническое нарушение: один и тот же эксперт работал с открытыми пробами «А» и «В».
– С пробами должны работать разные люди, чтобы исключить любые манипуляции. Ведь, как правило, если один специалист сделает ошибку, то второй уже ее не повторит, – объясняет Майк Морган. – Разница показаний в пробах «А» и «В» была настолько очевидной, что сложилось мнение, будто эти пробы были взяты у совершенно разных людей.
Любой из вскрытых фактов ставил под сомнение результаты тестов пекинской лаборатории. Вадим Девятовский высказал предположение, что, возможно, ее сотрудники, которым во время Олимпиады пришлось обрабатывать не одну сотню проб, просто устали и допустили ошибку. Или же кто-то сделал это умышленно.
– У нас с Ваней есть свои соображения насчет того, кому это было выгодно. Но не хотелось бы выдвигать недоказанные обвинения. Мы знаем, что значит находиться под этим прессом, – говорит серебряный призер Олимпиады в Пекине.
Чиновники Всемирного антидопингового агентства пообещали обязательно разобраться и выяснить, что же в действительности произошло тогда в пекинской лаборатории. Расследование уже идет.
– Проверяющие будут требовать предоставления всех документов по этому делу. После чего зададут представителям пекинской лаборатории очень неудобные вопросы, – уверен Майк Морган. – Мы, кстати, так и не увидели оригиналы документов исследования допинг-проб молотобойцев. Пекинская лаборатория не предоставила их даже Спортивному арбитражному суду в Лозанне. Почему? Остается загадкой.
В Минске после выигранной судебной битвы Тихона и Девятовского встречали как настоящих героев. Чиновники заверили, что им выплатят все причитающиеся премиальные: за второе место на Олимпиаде-2008 Вадим получит 50 тысяч долларов и двухкомнатную квартиру, за третье Ивану полагается 30 тысяч и однокомнатная квартира. Согласно решению арбитражного суда в Лозанне, которое вышло на 77 листах и опубликовано на официальном сайте, атлетам также должен быть возмещен ущерб в размере 50 тысяч евро. Правда, это вряд ли компенсирует потраченные силы и нервы. За время тяжбы атлеты отбыли своеобразную двухлетнюю дисквалификацию. К тому же на свою защиту они потратили почти полмиллиона долларов в основном из собственных сбережений. Но для самих молотобойцев главное, что теперь они снова смогут выступать на международных турнирах.
– Сразу после решения Спортивного арбитражного суда мы обратились в Международную федерацию легкой атлетики с вопросом, могут ли наши спортсмены участвовать в турнирах? Если бы у ИААФ были какие-то возражения, то в течение 45 дней федерация должна была нас об этом уведомить. Но этот срок уже истек, значит, с 7 августа Ваня и Вадим имеют полное право отправляться на любые соревнования, – сообщил главный тренер белорусской сборной по легкой атлетике Анатолий Бадуев.
Однако сами спортсмены попросили не форсировать события, надеясь на понимание болельщиков и руководства федерации, которые, конечно же, ждут от атлетов скорейшего триумфального возвращения в сектор.
– Все это время мы старались поддерживать себя в форме. Но тренировка и соревнования – это разные вещи, – говорит Иван Тихон. – Но мы сделаем все возможное, чтобы как можно скорее войти в соревновательный график.
– Не сбрасываем со счетов чемпионат мира 2011 года, но основной акцент делаем на успешное участие в Олимпийских играх в Лондоне, – добавляет Вадим Девятовский.
Чтобы подобная история не повторилась, в Беларуси предприняты значительные меры по борьбе с допингом. По инициативе НОК созданы Национальное антидопинговое агентство и Национальная антидопинговая лаборатория, которая в перспективе должна получить аккредитацию ВАДА.
– Раньше доводилось слышать, что, мол, белорусские спортсмены показывают такие выдающиеся результаты на чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх из-за применения допинга. Но успехи Тихона и Девятовского доказывают, что этим разговорам грош цена, – подчеркивает вице-президент НОК Геннадий Алексеенко. – В то же время Беларусь должна быть готова к тому, что допинг-контроль за нашими спортсменами еще более усилится. Следующим шагом в борьбе с обвинением в употреблении запрещенных препаратов мы видим создание юридической службы по антидопинговым делам.
Ирина ПРИМАК