Операция «Сальто»
Сборная Синеокой готовит соперникам сюрприз в новом сезоне Белорусский фристайл сейчас на волне успеха. Благодаря победе Алексея Гришина на Олимпиаде в Ванкувере, Синеокой впервые доверили провести этап Кубка мира по снежной акробатике. В Минске возобновилось строительство центра фристайла. Команда практически сохранила свой олимпийский состав. Каковы ее планы? Об этом и многом другом корреспонденту «СВ» рассказал главный тренер сборной Беларуси Николай Козеко.
Белорусский фристайл сейчас на волне успеха. Благодаря победе Алексея Гришина на Олимпиаде в Ванкувере, Синеокой впервые доверили провести этап Кубка мира по снежной акробатике. В Минске возобновилось строительство центра фристайла. Команда практически сохранила свой олимпийский состав. Каковы ее планы? Об этом и многом другом корреспонденту «СВ» рассказал главный тренер сборной Беларуси Николай Козеко. – Николай Иванович, принято считать, что подготовка к следующей Олимпиаде начинается сразу же после завершения предыдущей.
– Все верно – мы уже готовимся к Сочи. Пока не построен центр фристайла, наша основная подготовка проходит на велодроме «Минск-Арены». Здесь мы отрабатываем прыжки на батуте. Тренироваться надо каждый день, по крупицам собирая будущий успех.
– Отношение к фристайлу, как самому урожайному для Беларуси зимнему олимпийскому виду, должно быть особенно трепетным.
– В целом для нас делают все возможное. В минском микрорайоне Курасовщина планируется создать специальную трассу для занятия акробатикой. Это означает, что в перспективе можно будет проводить соревнования в черте города, как это уже делается, например, в Москве. Есть еще одна приятная новость: наконец-то в Раубичах у нас появится своя тренировочная база, полностью отвечающая всем, даже самым придирчивым международным стандартам. Провести реконструкцию местного склона руководство подстегнуло то, что нам впервые доверили право принять этап Кубка мира по акробатике. По предварительным раскладам, соревнования состоятся 19 февраля 2011 года. Точный календарь будет утвержден в октябре.
– Наверняка рассчитываете на победу, не зря же говорят, что дома и стены помогают? К тому же это будет отличный шанс поставить красивую точку в конце предстоящего сезона…
– Мы к этому стремимся. Но давайте не будем забегать так далеко вперед. Сейчас у нас слишком много «но». Во-первых, надо еще подготовить склон. Во-вторых, его должна утвердить инспекция. В-третьих, провести сами соревнования. И только потом можно будет говорить о том, помогают ли родные стены побеждать. Ведь мы не имеем такой практики вообще: всегда выступаем за рубежом.
– Каковы ближайшие планы команды?
– Отправляемся на традиционный сбор в Швейцарию. Потом вернемся в Минск. Первый важный старт – этап Кубка мира в декабре.
– В новом сезоне состоится чемпионат мира. Можно ли ждать наград от ведущих белорусских фристайлистов в послеолимпийский год?
– Конечно, мы всегда стремимся к высоким результатам. Но для тех, кто хорошо отработал на Олимпиаде в Ванкувере, мы пока не намечаем высоких задач. Этот сезон для наших лидеров будет восстановительным. А вообще сейчас наступило время посмотреть в серьезном деле молодых спортсменов, так как наша команда немного обновилась. Мне хотелось бы увидеть, как проявят себя новобранцы.
– Кто пришел на смену Ассоль и Тимофею Сливцам, которые, как известно, покинули команду после Олимпиады-2010?
– Нельзя сказать, что кто-то заменит Ассоль и Тимофея: у нас каждый находится на своем заслуженном месте. Радует, что резерв есть – это Мария Щербина, Александра Романовская, Анна Гуськова, Максим Густик.
– Как вам кажется, смогут ли молодые таланты претендовать на награды уже в ближайшее время?
– Трудно сказать. Спортсмены, которых я перечислил, уже давно были «на карандаше», а сейчас у них появилась возможность показать себя в деле. Помимо мастерства нужно еще быть готовым психологически. Не исключаю, что кто-то из них блеснет уже в этом сезоне. Хотя как таковой задачи попасть непременно в призеры перед ними не ставится, чтобы не форсировать события.
– А как новичков встретят судьи?
– Думаю, что какого-то пресса со стороны арбитров не будет. Наша команда уже давно имеет большой авторитет на международной арене. Все знают, что белорусы показывают сложные прыжки, выступают уверенно. Поэтому не думаю, что к нашим новичкам станут долго присматриваться. Оценки, скорее всего, будут зависеть только от качества выступлений ребят.
– А как вы отнеслись к уходу из сборной Ассоль и Тимофея Сливцов, решивших выступать за другую страну ради материальной выгоды?
– Многим нашим спортсменам также поступали заманчивые предложения. Но все они, кроме Сливцов, трезво расценили, что лучше выступать за Беларусь. Ведь зарплата спортсменов у нас соответствует реалиям. Здесь никого не обижают. Другое дело, что наши лидеры востребованы за рубежом. Предлагаются сумасшедшие, по меркам фристайла, суммы. Вот Ассоль с Тимофеем и клюнули на наживку. Жаль, конечно. Но со спортивной точки зрения того же Тимофея можно понять: ему хочется скорейшего продвижения. Объективно говоря, в нашей сборной, особенно мужской, конкуренция сегодня настолько высока, что не каждый ее выдержит. Поэтому Тимофей с сестрой решили искать счастья на стороне. Уверен: на тренеров, которые будут работать с нашими спортсменами, ляжет большая ответственность. Ведь не каждый сможет работать с фристайлистами такого высокого уровня. Ассоль уже практически на верхней ступеньке пьедестала: становилась второй на чемпионате мира, была четвертой на Олимпиаде. Но одной высокой зарплатой результата не сделаешь. Для этого нужны специальные методики, профессиональные навыки тренеров.
– В принципе миграция в спорте – дело обычное. В свое время в Беларусь переехали украинцы Антон Кушнир и Алла Цупер.
– Мы сами никого не приглашали и не перекупали: всегда обходились своими силами. А вот к нам спортсмены просились. И порой мы действительно соглашались им помочь. Тренер Аллы обратился с просьбой устроиться к нам на работу, потому что на Украине в то время не было нормальных условий. Спортсменка приехала вместе с ним и, как говорится, прикипела. Та же история и с Антоном. Да и вообще мы брали не звезд, а хороший материал, из которого можно было вырастить настоящих лидеров.
– После победы в Ванкувере Алексей Гришин заявил, что способен выиграть Игры в Сочи с той же программой, которую он показал в Канаде. Неужели белорусам не придется усложнять свои прыжки?
– Каждый из наших спортсменов будет совершенствовать свое мастерство. Но, чтобы побеждать, вовсе не обязательно показывать невероятные программы на соревнованиях. Однако у высококлассных фристайлистов сложные прыжки обязательно должны быть в программе. Если понадобится, мы выступим в Сочи по максимуму.
– Интересно, есть ли во фристайле прыжок-мечта, который теоретически возможен, но его еще никто не выполняет?
– С двадцатью семью пируэтами, выбросившись с самолета... Шучу, конечно. Да, есть один невероятный по сложности прыжок, который уже пытались выполнить на водном трамплине. Тройное сальто с шестью пируэтами. Номер исполняли, кажется, французы.
– А белорусы рискнули бы совершить его?
– Разве что во сне (улыбается). Наши спортсмены и так выполняют на соревнованиях тройное сальто с пятью пируэтами. Для кого-то из соперников трудно сделать сальто даже с тремя пируэтами. Вообще на соревнованиях мы стараемся не выглядеть авантюристами. Если рискуем, то всегда обоснованно, когда риск приносит дивиденды в виде медалей.
Ирина ПРИМАК