Миллионы – в корзину
И все-таки он сделал это. Известный предприниматель Михаил Прохоров, как и обещал, купил себе кусочек НБА. Отныне ему официально принадлежат 80 процентов акций клуба «Нью-Джерси Нетс». Плюс – 45 процентов строящейся арены в Бруклине.
Одним из сюрпризов может стать появление в штабе американской команды менеджеров из России. Сам Прохоров, во всяком случае, не исключил такую возможность. По его мнению, если российские менеджеры смогут эффективно конкурировать с их заокеанскими коллегами, у них будет шанс закрепиться в структуре клуба. Судя по его словам, покупка клуба НБА стала для Михаила Прохорова не только осуществлением давней мечты, но и достаточно выгодным вложением капитала. Хотя многие до сих пор продолжают недоумевать, зачем понадобилось вкладывать миллионы долларов в команду, у которой 70 поражений за сезон. Но бизнесмен уверен, что инвестиции окупятся: «У нас с командой нет другого пути – только вверх. Поэтому, наоборот, я полон энтузиазма. Планируем, что стоимость команды и арены приблизится к миллиарду долларов. И уже в следующем сезоне все почувствуют большую разницу».
Надо сказать, что в России новость о покупке Михаилом Прохоровым клуба НБА встретила неоднозначную реакцию. Кое-кто считает эту сделку непатриотическим шагом. Мотив легко читаем: мол, деньги, которые можно было бы вложить в развитие отечественного баскетбола, Прохоров инвестирует за океан. Еще на стадии переговоров, помнится, раздавались призывы законодательно запретить российским бизнесменам покупать зарубежные клубы...
Если рассуждать без эмоций, с точки зрения чистого бизнеса, то упрекнуть Прохорова в общем-то не в чем. В отличие от Запада спорт в России еще многие годы обречен страдать рыночной недоразвитостью. Инвестиции в него являются своего рода благотворительностью, не более того. Неслучайно абсолютное большинство российских клубов, причем не только баскетбольных, но и футбольных, и хоккейных, до сих пор остаются дотационными. Причины – самые разные. Тут и сравнительно небольшие, по западным меркам, арены, и не очень высокая посещаемость матчей, и сравнительно низкая, опять же на фоне Европы и Америки, стоимость входных билетов для зрителей, и так далее. Вот почему российские бизнесмены будут и дальше стремиться вложить свои денежки в западные клубы. Поэтому подобные покупки надо принимать как данность и пытаться видеть в них определенный позитив. Ведь каждая такая сделка, помимо всего прочего, открывает доступ к передовым спортивным технологиям. А это уже не так мало. В свое время Михаил Прохоров вывел на европейскую вершину баскетбольный клуб ЦСКА. Сейчас спонсирует сборную России по биатлону. Сделка по «Нью-Джерси Нетс», уверен Прохоров, также принесет пользу российскому спорту: «Одна из моих задач – создать на базе команды НБА систему, которая позволила бы готовить российских игроков...»
Надо думать, ни один здравомыслящий специалист не возьмется утверждать, что российскому баскетболу помешает такая система.
Андрей АРЕФЬЕВ