Есть ли жизнь под пеплом?
Исландский вулкан заставил отменять соревнования Мы, люди, на Земле, как блохи на собаке: суетливые, кусачие, но совершенно беспомощные. Когда-нибудь мы ее достанем. Планета встряхнется, словно барбос, ошалевший от нестерпимого зуда, и полетим мы в тартарары со всем своим мнимым могуществом. Мнимым перед мощью стихии.
Мы, люди, на Земле, как блохи на собаке: суетливые, кусачие, но совершенно беспомощные. Когда-нибудь мы ее достанем. Планета встряхнется, словно барбос, ошалевший от нестерпимого зуда, и полетим мы в тартарары со всем своим мнимым могуществом. Мнимым перед мощью стихии. На такие грустные размышления навел малюсенький, по сути дела, природный катаклизм, ввергший Европу в состояние ступора. Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль (язык сломаешь, пока выговоришь), мирно дремавший полторы сотни лет, вдруг проснулся, и в Старом Свете тут же начался переполох.
Облако вулканической пыли блокировало авиасообщение. Вылеты лайнеров из аэропортов европейских стран из соображений безопасности были отложены на неопределенное время. По всему континенту миллионы людей оказались невольными заложниками стихии. В их числе – немало спортсменов.
Пыльное эхо извержения не только смешало планы атлетов, но и чуть было не внесло серьезные коррективы в график международных турниров. Под вопросом оказались сроки проведения многих соревнований, включая матчи Лиги чемпионов по футболу. Дымовая завеса, которую устроил Эйяфьятлайокудль, не снилась и самым агрессивным воителям из фанатских группировок. В результате – некоторые состязания организаторам пришлось и вовсе отменить.
Первыми, кто непосредственным образом ощутил на себе буйство вулканической стихии, стали пилоты «Формулы-1», пытавшиеся вернуться в Европу из Китая, где проходил очередной этап королевских автогонок. Так, пилот команды «Ред Булл» Марк Уэббер, изначально думавший улететь из Шанхая домой прямым рейсом с привычным комфортом, был вынужден, как и большинство его коллег, добираться кружным путем с несколькими пересадками. Сначала он из Китая сумел улететь в Дубай, оттуда в Рим, а из Рима – автобусом до Ниццы.
Михаэль Шумахер, узнав, что воздушное пространство над Европой закрыто для рейсовых лайнеров, решил напроситься пассажиром в частный самолет хозяина «Формулы-1» Берни Экклстоуна. Великому «Шуми» Экклстоун отказать, естественно, не мог. Однако из этой затеи все равно ничего не получилось: «добро» на вылет VIP-борту формулического босса диспетчеры не дали. Пришлось гоночным грандам дожидаться, пока небо над Европой снова прояснится. Вместе с ними на несколько дней застрял в Шанхае и Себастьян Феттель из «Ред Булл». Сэм Майкл и Адам Парр из «Уильямс» все-таки улетели на чартере из Шанхая в Дубай, однако в итоге их борт по техническим причинам сел в Бейруте, где они провели почти целые сутки, дожидаясь, пока с самолетом разберутся авиатехники.
С приключениями добирались домой и участники очередного этапа чемпионата мира по ралли, проходившего в Турции. Некоторые гонщики отправились в путь на арендованных автобусах. А финских пилотов «Форда» Микко Хирвонена и Ярмо Лехтинена прихватили с собой болельщики, приехавшие в Турцию на минивэне. Четырехкратный чемпион мира Себастьян Лоэб возвращался в Швейцарию на перекладных. Сначала на собственном самолете он долетел до Италии, откуда уже на машине отправился в Женеву. А вот Аарон Буркарт, выигравший в Турции гонку в юниорском классе, никого не предупредив, просто уехал домой в Германию на своей рабочей, гоночной машине. Но самый крутой маршрут пришлось проделать американцу Кену Блоку. По семейным обстоятельствам ему было необходимо сразу после гонок рвануть в Штаты. Однако, вместо того чтобы добираться прямым рейсом, он был вынужден сначала из Стамбула лететь в Дубай, а оттуда через Сеул в Сан-Франциско.
Непростой путь пришлось проделать и участникам полуфинальных матчей европейских кубков по футболу. Сначала на нервах футболистов здорово поиграли чиновники УЕФА. Почти два дня они, поглядывая на небо и слушая метеосводки, прикидывали – переносить матчи на другую дату или нет? Когда стало ясно, что милости от вулкана ждать не приходится, УЕФА официально заявила, что, несмотря на пепельное ненастье, переноса матчей не будет. Иными словами, футболисты как угодно, хоть пешком, хоть на метле, обязаны прибыть к месту проведения матчей. В противном случае командам грозило не только техническое поражение и внушительный денежный штраф, но и дисквалификация.
Громче других по поводу решения УЕФА возмущались руководители британских команд, участвующих в Лиге Европы. Главный тренер «Ливерпуля» Рафаэль Бенитес и его коллега из «Фулхэма» Рой Ходжсон сокрушались, что свои выездные матчи против испанского «Атлетико» и немецкого «Гамбурга» их командам придется провести без значительного числа своих болельщиков, которым просто не удастся своим ходом добраться до места проведения игр. Но УЕФА осталась глухой к взываниям тренеров. И англичанам ничего не оставалось, как собираться в дорогу.
Путь до Мадрида длиной в 2 тысячи километров «Ливерпуль» проделал на поезде. А «Фулхэм» добирался до Гамбурга на автобусе. Более того, уже на территории Германии автобус команды глухо застрял в многокилометровой пробке на автобане. И тогда Рой Ходжсон, дабы не терять напрасно время и встряхнуть игроков от утомительного путешествия, решил провести тренировку прямо у обочины дороги. Такого в истории европейского футбола еще не бывало.
С аналогичными транспортными трудностями столкнулись и полуфиналисты Лиги чемпионов. Французскому «Лиону» было проще. Франция и Германия – географические соседи, поэтому автобусное путешествие в Мюнхен напоминало скорее туристическую экскурсию. А вот испанской «Барселоне» пришлось пилить на четырех колесах через пол-Европы в Милан на встречу с «Интером». Впрочем, надо отдать должное руководителям «Барсы». Имея обширные связи и серьезное влияние в европейских футбольных верхах, они при желании могли бы надавить на УЕФА и добиться переноса сроков матча, чтобы не ехать в Милан на автобусе 14 часов, а спокойно, с комфортом добраться туда самолетом, когда небо прояснится. Однако боссы испанской команды повели себя достойно: не стали потрясать регалиями, а приняли ситуацию таковой, как она есть.
Из-за пепельного хаоса, в который погрузилась Европа, едва не сорвался матч за мировую шахматную корону между действующим обладателем титула индийцем Вишванатаном Анандом и болгарином Веселином Топаловым. Матч должен был начаться в Софии 21 апреля. Однако Ананд прислал в адрес организаторов официальное письмо, в котором просил отсрочить время старта на три дня.
Дело в том, что изначально Ананд собирался приехать в столицу Болгарии за несколько дней до начала поединка, чтобы иметь время на адаптацию. Но из-за проблем с авиаперевозками, вызванными извержением вулкана, индийцу пришлось пересматривать планы. Теперь вместо самолета ему пред-
стояло ехать поездом. И Ананд опасался, что после дальней дороги у него могут возникнуть определенные проблемы с физическим состоянием. Тогда как Топалов, в отличие от него, все это время будет находиться в Софии и, считал Ананд, будет иметь определенное преимущество на старте матча.
Болгарская сторона категорически возражала против изменения сроков. Однако Международная федерация шахмат (ФИДЕ) сочла доводы Ананда убедительными и приняла решение перенести начало матча на 24 апреля.
Сегодня небо над Европой снова чистое. Вулканический пепел развеялся. Самолеты летают. Жизнь континента кипит. Вместе с тем ученые предупреждают, что расслабляться рано. Эйяфьятлайокудль вроде бы угомонился. Но главное беспокойство сейчас вызывает соседний, значительно более мощный вулкан – Катла. Специалисты опасаются, что нынешнее извержение может его побеспокоить и тогда – впрочем, лучше об этом даже не говорить. Чтоб не накликать...
Борис ОРЕХОВ