Попутный ветер благословения
Православная церковь поможет спортсменам в борьбе за высокие результаты В последнее время Русская православная церковь все активнее принимает участие в различных сторонах жизни нашего общества. В том числе и спорта. Более того – на заседании Священного синода, состоявшемся в декабре 2009 года, было принято решение о создании специального Совета по делам культуры и спорта при Патриархе. О целях и задачах совета применительно к спорту корреспондент «СВ» попросил рассказать отца Георгия Рощина, заместителя председателя отдела Московской патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества.
В последнее время Русская православная церковь все активнее принимает участие в различных сторонах жизни нашего общества. В том числе и спорта. Более того – на заседании Священного синода, состоявшемся в декабре 2009 года, было принято решение о создании специального Совета по делам культуры и спорта при Патриархе. О целях и задачах совета применительно к спорту корреспондент «СВ» попросил рассказать отца Георгия Рощина, заместителя председателя отдела Московской патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества. – Отец Георгий, насколько известно, положение о совете в данный момент находится в стадии разработки. Как вы считаете, какие аспекты должны стать ключевыми в этом документе? И в чем вообще Русская православная церковь видит свою основную задачу в области спорта?
– Когда мы говорим о спортивных секциях и организациях, существующих при тех или иных приходах или занимающихся воспитанием молодежи, здесь роль церкви более понятна. Поскольку самое главное – это сформировать человека, но не только на физическом уровне, а действительно заложить некий духовный стержень, сформировать его мировоззрение. Что же касается спорта высших достижений, то здесь самым главным вопросом является, на мой взгляд, именно духовно-нравственная составляющая. Причем речь в этом случае идет не только о духовном воспитании, но и о поддержке спортсменов.
– Какой смысл вы вкладываете в слово «поддержка»?
– Смысл самый прямой. Если хотите, это даже психологическая поддержка атлетов, чтобы они могли успешнее выступать в тех или иных крупнейших соревнованиях. Ведь спорт высших достижений напрямую затрагивает престиж страны. Если посмотреть на те многочисленные отклики, которые прозвучали по поводу Олимпиады в Ванкувере, мы увидим разные точки зрения. В основном, конечно, негативные. Но самое главное – Игры не оставили равнодушными никого. То есть люди болеют. Люди действительно переживают за то, что происходит с имиджем, с престижем страны – в данном случае на спортивных аренах. И здесь, конечно, роль Церкви заключается в том, чтобы с самого раннего возраста начать процесс формирования человека. Человека, способного не только заботиться о своем физическом возрастании, но и действительно стать достойным представителем страны на международных турнирах, где ему предстоит бороться уже непосредственно за честь и флаг своей Родины. Думаю, что в недалеком будущем мы обязательно придем к тому, что и широкая спортивная общественность, и спортивные организации, и правительство будут вовлечены во взаимодействие с Русской православной церковью, где главным для всех нас станет действительно здоровье нации. Чтобы мы могли воспитывать не только сильных духом и могучих физически людей, но в то же время, чтобы мы могли ими по-хорошему гордиться, когда они выступают на международном уровне.
– А вот интересно – церковь готова поддерживать все виды спорта без исключения? Или среди них все-таки есть такие дисциплины, которые категорически неприемлемы по православным канонам? Например, женское регби или женский бокс.
– Если позволите, я воздержусь сейчас от категорических оценок и попытаюсь ответить на ваш вопрос таким примером. Русская православная церковь поддерживает спорт в общем-то по той причине, что в спорте мы видим напряжение воли тех людей, которые хотят достичь каких-то высоких результатов. И эта сила воли, которую надо воспитывать, ущемляя себя в чем-то, свои плотские желания, также очень важна и в духовной жизни. Здесь наблюдается та самая искомая параллель, где спорт непосредственным образом соприкасается с задачей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
– Но ведь спорт – это страсть. А страсть – есть грех. Как быть?
– В той цепочке, о которой вы говорите, скрыта одна тонкость. Я бы не стал утверждать однозначно, что спорт во всех его проявлениях обязательно есть страсть. Хотя, разумеется, он может в нее превратиться. Точно так же, как может в нее превратиться и вообще любое проявление жизни человека. Обыкновенная, казалось бы, еда разве не способна стать страстью? И таких примеров, к сожалению, встречается достаточно. Компьютер, телевизор – все это может превратиться в страсть и целиком завладеть человеком.
– Но тут есть одна разница: в спорте без страсти невозможны большие победы, определяющие тот самый престиж страны, о котором мы говорим.
– Победы вообще, а большие тем более, невозможны без напряжения усилий, без силы воли. А страсть, напротив, возникает тогда, когда человек без чего-то не может жить. Она полностью подчиняет себе человека, который не видит ничего другого в жизни, кроме как утоления терзающих его желаний. Нажива финансовая тоже способна стать страстью. И если спорт для кого-то из людей превращается, к сожалению, всего лишь в способ зарабатывания денег – вот тогда это страсть. И Церковь, конечно, ее осуждает. Мне еще кажется, что существует несколько неправильное понимание, может быть, даже и воли Божией в отношении того, что есть хорошо и что есть плохо. Согласно с волей Божией все то, что не греховно. И в этом плане область спорта, как определенная часть жизни человека, также может быть благом.
– Скептики или закоренелые атеисты, услышав, что при Патриархе создается специальный совет, который, помимо прочего, будет заниматься и вопросами спорта, могут возразить: дескать, в советское время, когда Церковь была равноудалена от всех сторон мирской жизни, отечественный спорт был одним из сильнейших в мире.
– Спорить сложно, что советские спортсмены на Олимпийских играх и чемпионатах мира практически всегда были на первых местах. Но мне кажется, что здесь проблема как раз в том, что при советской власти была определенная идеология, которая также двигала людьми. Не думаю, что сами спортсмены в то время были физически сильнее, чем нынешние профессиональные атлеты, но у них была сильная мотивация. Сейчас же с мотивацией проблемы, и это показывают в том числе результаты, которые мы увидели во время зимней Олимпиады в Ванкувере. И вот в данном случае Православная церковь может стать двигателем, чтобы результаты эти стали более высокими. Церковное благословение, если говорить метафорически, есть ветер в паруса. Но дальше уже от каждого конкретного человека, в данном случае от каждого спортсмена, зависит, как правильно поставить эти паруса, чтобы попутный ветер смог привести его корабль к истинной цели.
– В Ватикане – не знаю, есть ли она сейчас, – раньше была своя футбольная команда. А у нас какой-нибудь подобный коллектив не планируется организовать?
– Предложения такие есть – по крайней мере, не на профессиональном уровне, а на уровне учебных заведений. Например, когда я сам учился в семинарии, у нас также была своя футбольная команда. Мы и с МВД играли в Сергиевом Посаде. И с ОМОНом. И знаете, чаще выигрывали. Так что, если кто-то полагает, что Церковь всегда держалась в стороне от спорта, он ошибается...
Беседовал Борис ОРЕХОВ