Горим, как олимпийский факел
Сборная России установила антирекорд зимних Игр Задолго до старта Олимпиады в Ванкувере многие авторитетные в мире спорта эксперты, чья компетентность не вызывает сомнения, уверенно прогнозировали: не ждите ничего хорошего, Игры-2010 станут самыми провальными в истории российского спорта.
Задолго до старта Олимпиады в Ванкувере многие авторитетные в мире спорта эксперты, чья компетентность не вызывает сомнения, уверенно прогнозировали: не ждите ничего хорошего, Игры-2010 станут самыми провальными в истории российского спорта. К тревожным прогнозам отношение было разное. Кто-то, слушая, вздыхал, готовясь к неизбежному. Другие, по заскорузлой привычке, надеялись на авось или на чудо – в российской традиции это в общем-то одно и то же.
Несут черт знает что...
Что до спортивных чиновников, то они от подобных прогнозов просто отмахивались: несут, мол, люди черт знает что, очки себе зарабатывают на критиканстве, а в Ванкувере, убеждали они с высоты своих кресел, наши ребята покажут себя, зададут соперникам перцу, вот увидите.
В противовес «критиканам» генералы от спорта выдавали свои прогнозы – сдобные и сладкие, как праздничный торт, утыканный свечами. «Мы будем участвовать в борьбе за 75 комплектов золотых медалей из 86. Надо прямо сказать, что очень хорошие шансы. Конкурентоспособны мы как минимум в пяти видах спорта. Это около 50 комплектов медалей», – сообщил за несколько дней до открытия Игр министр спорта РФ Виталий Мутко.
А вот приметный абзац из предстартовых откровений президента ОКР Леонида Тягачева: «В числе сборных российских олимпийских команд есть порядка 50 исполнителей, которые могут завоевывать и золотые, и серебряные, и бронзовые медали. Россия реально может побороться за место в первой тройке в медальном зачете. Конкуренция высока, задачи перед нами стоят серьезные. Только на подготовку нашей сборной было затрачено 450 миллионов рублей и 14 миллионов долларов. И конечно, теперь все ждут отличного результата».
Примерно за неделю до открытия Игр журналисты обнаружили полусекретный «медальный план» Олимпийского комитета России. Документ назывался «Целевая комплексная программа». В ней были собраны сведения из федераций по зимним видам спорта на четырехлетний цикл – с 2006 по 2010 год. Согласно этой программе наша сборная в Канаде должна была претендовать примерно на 30 наград разного достоинства, от 7 до 11 из которых должны быть золотыми...
Чем хороши Олимпийские игры – они быстро заканчиваются. Всего две недели – и результат налицо. И сразу видна истинная цена тех или иных чиновничьих обещаний. Сейчас, вспоминая все те прожекты, как устные, так и письменные, не знаешь даже, что сказать. Слов нет – одни междометия...
Впрочем, будем справедливы к спортсменам. Кто-то из них и правда выступил в Канаде выше всяких похвал. Например, Никита Крюков и Александр Панжинский, завоевавшие «золото» и «серебро» в лыжном спринте на 1,5 км. Биатлонист Евгений Устюгов, опередивший всех в масс-старте. Женский биатлонный квартет, взявший «золото» в эстафете 4х6 км. Героем Ванкувера по праву можно считать скелетониста Александра Третьякова, его «бронза» – первая российская медаль в этой дисциплине, завоеванная на Олимпийских играх. Еще одним первопроходцем стала Екатерина Илюхина, взявшая «серебро» в сноуборде. В мужских коньках блестяще себя проявил Иван Скобрев – «серебро» и «бронза». Счастливые моменты, безусловно, были. Но ложки олимпийского меда безнадежно тонули в бочке общекомандного дегтя.
Герои вчерашних дней
Самой чувствительной оплеухой для российских болельщиков стал хоккей. Даже не оплеухой – жестокой, унизительной затрещиной, которая будет еще очень долго пылать на щеке олимпийским факелом.
Все мир ждал исторического финала между Россией и Канадой. Но судьба, посмеявшись над смертными, распорядилась так, что две эти сборные, которых эксперты единодушно относили к главным фаворитам олимпийского турнира, встретились в четвертьфинале.
Битва титанов закончилась разгромом команды Вячеслава Быкова – 7:3. Сборная России впервые в истории покинула олимпийскую ледовую арену, даже не дойдя до полуфинала.
Сокрушительное и малообъяснимое поражение от канадцев вызвало шок. Невольно напрашивается печальная аналогия с другим провалом хоккеистов – на чемпионате мира-2000 в Санкт-Петербурге. Тогда, как и теперь в Ванкувере, российская команда была составлена почти сплошь из игроков, выступающих в НХЛ. Тогда, как и теперь, сборная начала турнир с уверенной крупной победы. Но затем в механизме команды что-то сломалось, и она полетела в тартарары. Все закончилось турнирной катастрофой. Внятных объяснений той невской конфузии мы не услышали до сих пор. Боюсь, об истинных причинах олимпийского провала мы также не узнаем очень долго, а может быть – никогда. Хотя удар, полученный в Ванкувере, стал еще жестче и унизительнее. Он уничтожил игроков в глазах болельщиков, мгновенно девальвировал все их прошлые регалии.
Ссылки на несыгранность, на отсутствие времени для подготовки к турниру явно не проходят. Все команды, участвовавшие в Олимпиаде, изначально находились в одинаковых условиях на старте. Только к финишу они пришли по-разному. Кто-то до него вообще не добрался, включая сборную России. По сумме персональных контрактов игроков она была самой дорогущей командой на турнире. И такой грошовый результат.
Хотя тактика канадцев изначально читалась, как книга. Ураганный темп и сумасшедшее давление, дабы разметать и проломить защитные конструкции противника. С первых секунд игры канадцы как с гвоздя сорвались и понеслись на ворота Набокова. Они очень мощно и остро играли в атаке, а при потере шайбы всей пятеркой мгновенно бросались назад и успевали встретить атаку россиян еще в средней зоне. «Кленовые листья» демонстрировали отменную командную слаженность – тот самый козырь, которым всегда славилась сборная СССР и благодаря которому она не раз чувствительно била канадцев. Сегодня этим оружием они бьют уже нас. Надо признать, что тренер канадцев Майк Бэбкок переиграл Вячеслава Быкова прежде всего тактически.
Сборная России показала в Ванкувере хоккей, далекий от традиций: ни скорости, ни отработанных комбинаций. Игра то и дело дробилась на отдельные фрагменты. Хоккеисты действовали в одиночку, мало было коллективных действий, игры в пас. Причем все эти «болячки» резанули глаз уже в первом матче на олимпийском турнире против Латвии. Команды как таковой в общем-то и не было. Тренеры пытались тасовать сочетания звеньев, наигрывали спецбригаду большинства – но ощутимых дивидендов это не дало. Все было сметено канадским ураганом.
Новая реальность
К удивлению, промолчали и главные звезды сборной России – Ковальчук, Малкин, Овечкин. Овечкина канадцы просто выключили из игры – в самом начале матча они пару раз припечатали его к борту, и победитель Ягра сразу куда-то пропал.
Сам Овечкин после игры уверял: «Мы старались, делали все, что могли». Правда, что делал он сам на площадке, вспоминается с трудом, не считая момента, когда ему сломали клюшку и он, махая руками, кинулся к скамейке команды за новым инвентарем.
Что касается последнего рубежа, то вопросы по вратарю при такой игре отпадают все, кроме одного: не поздно ли все-таки тренеры заменили Евгения Набокова? После шести пропущенных голов на одного из лучших голкиперов мира было больно смотреть. Сменившему Набокова Илье Брызгалову досталась только одна шайба, после нее канадцы резонно сочли дело сделанным и успокоились.
Крупное поражение сборной России в олимпийском четвертьфинале еще долго будет обсуждаться. В причинах разгрома, конечно, должны разобраться в первую очередь специалисты, которые непосредственным образом отвечают за главную команду страны. Только очень бы хотелось, чтобы их выводы не легли тихо в стол, а непременно были доведены до сведения широкой хоккейной общественности. Чтобы все могли узнать, почему команда, которой до начала Олимпиады многие торопились повесить на грудь золотые медали, с таким треском уступила в первом же матче плей-офф.
Иногда, как утешение, вспоминаешь, что хоккей – это всего лишь игра, но от этого настроение почему-то не поднимается.
На фоне проигрыша хоккейной дружины все остальные неудачи российских спортсменов на зимних Играх, честно говоря, меркнут. Все, кроме фигурного катания. Ванкувер «распахнул» двери в иную реальность – впервые в истории российские мастера ледовых пируэтов остались на Играх вообще без «золота». Что касается Евгения Плющенко, то, объективно говоря, он был достоин высшей награды больше, чем американец Эван Лейсачек. Но современные правила судейства, принятые, кстати, под нажимом американцев, открывают перед арбитрами широкое поле для «творчества» в плане оценок. В соревнованиях спортивных пар российский дуэт Юко Кавагути – Александр Смирнов подкосило досадное падение партнерши, как результат – четвертое место. В танцах на льду, надо признать, американская и особенно канадская пара были сильнее по совокупности номеров Оксаны Домниной и Максима Шабалина.
После постного выступления фигуристов не выдержали нервы у Ирины Родниной. Трехкратная олимпийская чемпионка дала пространное, скандальное интервью, в котором высказала все, что она думает о российском провале в Ванкувере. Прошлась и по конкретным персонажам. Отправила в отставку главного фигуриста страны Валентина Писеева. Зацепила и Леонида Тягачева. Тягачев в долгу не остался – ответил. Тоже в форме интервью. Его персональные пассажи в адрес Родниной можно опустить – это их личные счеты. Вот абзац любопытный. Полемизируя с Ириной Константиновной, Леонид Васильевич дает такую оценку российскому медальному табло в Ванкувере: «В спорте все непредсказуемо. Закрыл все мишени – и ты чемпион. Промахнулся один раз – уже не попал на пьедестал. Вот у нас уже девять четвертых мест. А могли быть медали. Что это – провал? Кстати, на этот раз по заданию МОК считаются не только призеры, но и четвертое, и пятое, и шестое места. Ведь их занимают тоже спортсмены экстра-класса. Просто не всем дано быть олимпийскими чемпионами...»
Все – приплыли, опускаем планку ниже плинтуса. Вместо медалей начинаем как достижения считать четвертые-шестые места. Дальше, вероятно, в ход пойдут седьмые и восьмые... До Игр в Сочи еще четыре года, но, похоже, моральная подготовка к ним уже началась.
Борис ОРЕХОВ