Опасный поворот
Трагедия на санной трассе вызвала шквал вопросов, неудобных для МОК То, что произошло в Ванкувере перед открытием зимних Олимпийских игр-2010, конечно, ужасно. 21-летний саночник из Грузии Нодар Кумариташвили во время утренней тренировки не удержался на трассе, вылетел за ее пределы и ударился о железный столб, после чего потерял сознание.
То, что произошло в Ванкувере перед открытием зимних Олимпийских игр-2010, конечно, ужасно. 21-летний саночник из Грузии Нодар Кумариташвили во время утренней тренировки не удержался на трассе, вылетел за ее пределы и ударился о железный столб, после чего потерял сознание. Роковым стал последний вираж. Скорость, на которой мчался Кумариташвили, была не предельной, но крайне высокой – почти 140 км/ч. Уже в тот момент, когда медицинская бригада спешно эвакуировала спортсмена с места крушения, было ясно, что случилось нечто по-настоящему серьезное. Худшие ожидания подтвердились примерно через час. Сначала анонимные, а затем уже и официальные источники были вынуждены признать горькую правду: усилия врачей по спасению жизни спортсмена не увенчались успехом – грузинский саночник скончался. Его смерть вызвала шок. «Вся олимпийская семья поражена этой трагедией, которая бросает тень на Игры», – заявил потрясенный президент МОК Жак Роге. Не менее обескураженным выглядел и глава Международной федерации санного спорта Йозеф Фендт: «Просто ужасно. Это самое серьезное, что только может произойти, – спортсмен приехал в Канаду, полный надежд на то, что здесь его ждут лучшие моменты в жизни. У меня нет слов...»
Трагедия на ледяной трассе вызвала шквал вопросов: кому нужны такие жертвы и почему такое вообще могло случиться? Глава спортивного ведомства Грузии Николоз Руруа сразу отверг все обвинения в том, что спортсмен не был как следует подготовлен: «Да, Нодар звезд с неба не хватал, но он обладал достаточным опытом, чтобы не попасть в такую беду. Быть может, 44-е место в общем зачете Кубка мира и не такой высокий результат, но санями Нодар занимался много лет, а его дядя возглавляет сборную Грузии по санному спорту».
Как выяснила специальная комиссия по расследованию причин инцидента, Кумариташвили погиб из-за того, что допустил ошибку во время спуска. Спортсмен слишком поздно вышел из поворота и не успел подготовиться ко входу в следующий вираж. В результате потерял контроль над санями и врезался в бетонную конструкцию трассы. Но это лишь одна из причин, наиболее удобная для МОК...
Городок Уистлер, где проходят олимпийские заезды, расположен в 150 километрах от Ванкувера. Построенный здесь санно-бобслейный комплекс считается очень современным и скоростным. До начала Игр сами канадцы очень гордились тем, что в Уистлере саночники и бобслеисты показывают рекордные скорости: боб-четверка здесь разогнался однажды до 160 км/ч. Но если в бобслее спортсмены защищены бортами своих пулеобразных машин, то саночники, которые разгоняются до 150 км/ч, едут только в шлемах. К тому же многие специалисты и раньше говорили о том, что трасса была спроектирована в спешке, с ошибками, что чревато разного рода опасностями. На отдельных участках скорость растет так стремительно, что даже опытные спортсмены подчас теряют контроль над ситуацией. О чем говорить, если даже такой зубр, как итальянец Армин Цогеллер, приехавший в Ванкувер за своим третьим олимпийским «золотом», в одном из тренировочных заездов перевернулся.
Однако все предупреждения экспертов организатора пропускались мимо ушей. Только смерть заставила встрепенуться организаторов Игр.
Автор проекта, немецкий архитектор Удо Гюргель, сразу после трагедии с Кумариташвили выступил с предложением на 10-15 сантиметров увеличить высоту бортов ледяного желоба, а бетонные столбы, в один из которых врезался грузинский саночник, обить специальными материалами. Все это тут же было сделано. Но человека уже не вернуть...
В дни Игр в Ванкувере проходит масштабная презентация Белой олимпиады-2014. Наученные горьким опытом канадцы настоятельно рекомендуют своим олимпийским преемникам не гнаться за скоростью, не увлекаться опасными виражами при сооружении санно-бобслейной трассы в Сочи. По оптимальным расчетам, средняя скорость не должна превышать 130 км/ч. Пусть спортсмены станут ехать тише, зато удастся избежать повторения страшных трагедий.
Нодар Кумариташвили не первый спортсмен, погибший во время Олимпиад. В 1912 году во время марафонского забега на Играх в Стокгольме скончался 21-летний португалец Франсиску Лазару. В 1960-м, в Риме, гонка на 100 километров оказалась смертельной для датского велосипедиста Кнута Энемарка. На зимних Играх подобных трагедий непосредственно во время соревнований не случалось. Роковыми для представителей снежных дисциплин становились тренировочные попытки. Обстоятельства ванкуверской трагедии напоминают первую в истории гибель спортсмена на зимней Олимпиаде в 1964 году в австрийском Инсбруке: австралийский горнолыжник Росс Милн врезался в дерево также незадолго до открытия Игр. Тогда же в Инсбруке погиб британский саночник Казимир Кай-Скржепски. В скорбном списке значится и швейцарский горнолыжник Николя Бошате – на Играх 1992 года во французском Альбервиле он на полной скорости вылетел с трассы и врезался в снегоуплотнительную машину. И вот новая трагедия. Станет ли она последней в истории Игр?..
Борис ОРЕХОВ