Подача навылет – карьера на взлет
Николай Давыденко собрался захватить Лондон Заключительный отрезок нынешнего теннисного сезона проходит под диктовку российского теннисиста Николая Давыденко. Ему удалось выиграть один из самых престижных турниров серии «Мастерс» в Шанхае, одолев в финале супериспанца Рафаэля Надаля. И теперь шестая ракетка мира собирается благополучно пробиться на итоговый «саммит» лучших теннисистов планеты, который пройдет в Лондоне. Британская столица примет восьмерку сильнейших игроков, а это значит, что в оставшееся до турнира время Николаю необходимо сохранить свою нынешнюю позицию в мировом рейтинге, а если повезет – шагнуть в нем еще выше.
Заключительный отрезок нынешнего теннисного сезона проходит под диктовку российского теннисиста Николая Давыденко. Ему удалось выиграть один из самых престижных турниров серии «Мастерс» в Шанхае, одолев в финале супериспанца Рафаэля Надаля. И теперь шестая ракетка мира собирается благополучно пробиться на итоговый «саммит» лучших теннисистов планеты, который пройдет в Лондоне. Британская столица примет восьмерку сильнейших игроков, а это значит, что в оставшееся до турнира время Николаю необходимо сохранить свою нынешнюю позицию в мировом рейтинге, а если повезет – шагнуть в нем еще выше. Примечательно, что перед шанхайским турниром никто из специалистов не предсказывал столь успешного выступления Давыденко. Почти все они сходились во мнении, что главный трофей азиатских соревнований достанется как раз Надалю. Например, легендарный Джон Маккинрой, работавший в те дни на месте событий в качестве телекомментатора, в своих прогнозах был категоричен: «Сюда съехались почти все лучшие игроки мира, кроме Роджера Федерера и Энди Маррея. И все же, думаю, что в финале встретятся серб Новак Джокович и испанец Рафаэль Надаль. Эти ребята находятся сейчас в отличной форме, и вряд ли кто-нибудь сможет помешать им в борьбе за главный приз. Они непременно будут в финале. Ну а победит в нем, безусловно, Рафаэль Надаль».
Разумеется, к прогнозу Маккинроя многие болельщики и обозреватели прислушались, однако великий в прошлом теннисист ошибался: на высшей ступени пьедестала оказался Николай Давыденко, который на пути к вершине сначала «съел» в полуфинале Джоковича, а в решающей игре «закусил» Надалем. «Мне нравятся шанхайские корты, и здесь я, как правило, выступаю довольно успешно, – признался после победы российский теннисист. – Тем не менее я не слишком-то верил в свой собственный успех на нынешнем турнире. Самыми тяжелыми для меня стали два последних поединка. Конечно, рад, что удалось одолеть столь титулованных игроков. Про итоговые соревнования в Лондоне я пока не загадываю. Нужно успешно сыграть на оставшихся турнирах, чтобы сохранить рейтинговые очки».
При этом Николай отметил, что после Открытого чемпионата США он провел две недели плодотворных тренировок, которые и позволили ему успешно выступить на трех азиатских турнирах – в Куала-Лумпуре, Пекине и Шанхае. «Это были 14 дней изнурительных занятий, – сообщил россиянин. – Мой брат и тренер Эдуард Давыденко поработал со мной целенаправленно, предложив курс упражнений для улучшения физических кондиций. И это принесло свои плоды...»
Вообще 28-летний Николай не раз признавался, что все его спортивные успехи связаны именно с братом. Они ведь и теннисом начали заниматься вместе. Причем было это в начале 90-х годов в родном для них Луганске. В 11 лет Николай Давыденко покинул Украину и переехал на постоянное место жительства в Россию. Эдуард Давыденко, который был инициатором переезда, мотивировал свое решение тем, что профессиональный рост брата на родине невозможен.
В России братья Давыденко тренировались на протяжении четырех лет, а затем уехали в Германию. «Сменить место дислокации посоветовал наш давний знакомый, живущий в Германии, – вспоминает Николай. – Все это время я усиленно занимался под руководством Эдуарда, который не давал мне никакой передышки. В Европе я мог играть больше турниров и, соответственно, прибавлять в мастерстве».
Эдуард и Николай Давыденко прожили в Германии три года, после чего вернулись в Россию. «Для нас это был вполне естественный шаг, – рассказывал Эдуард. – К тому времени российский теннис начал бурно прогрессировать и мы поняли, что есть смысл вернуться в Москву».
Едва получив российский паспорт, Николай сразу же дебютировал на профессиональном уровне. В своем первом турнире в Амстердаме он дошел до полуфинала. «Насколько я помню, восхождение Давыденко в лидирующую группу мирового рейтинга началось с 2001 года, когда он впервые в своей карьере сыграл на турнире «Большого шлема», – рассказывает президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев. – Это был открытый чемпионат Австралии. Выиграв матч первого круга, во втором раунде Коля проиграл легендарному австралийцу Патрику Рафтеру в четырех сетах. После этого поединка эксперты заявили, что Давыденко может стать одним из сильнейших теннисистов мира».
Тогда же стал вырабатываться игровой стиль российского спортсмена. Козыри Давыденко – очень быстрое перемещение по корту, уверенная игра на задней линии, удар слева, который считается одним из самых точных среди всех действующих теннисистов. Недостатки – отсутствие веры в собственные силы в матчах с игроками, которые стоят выше в рейтинге.
Несмотря на столь существенный изъян, Николаю все же удалось выиграть свой первый турнир под эгидой АТР. Это произошло в начале 2003 года, когда россиянин одолел в решающем матче в Аделаиде бельгийца Кристофа Влигена. Через несколько месяцев Давыденко выиграл второй титул, переиграв в финале турнира в Эшториле аргентинца Агустина Кальери. Всего за карьеру Николай выиграл более 15 соревнований, среди которых три победы на Кубке Кремля, выигрыш в 2006 году парижского «Мастерса» и нынешний триумф в Шанхае.
В число лучших теннисистов мира он вошел почти пять лет назад, когда впервые в карьере сумел выйти сначала в четвертьфинал турнира «Большого шлема» (Открытый чемпионат Австралии), а затем и в полуфинал («Ролан Гаррос»). После парижского турнира Давыденко ворвался в десятку сильнейших теннисистов мира, закрепился в ней и теперь считается старожилом элитной группы игроков. Причем ему не раз предсказывали прорыв и на первую строчку мирового рейтинга, но всякий раз что-то мешало. «Все проблемы у меня в голове, впрочем, как и у остальных теннисистов первой сотни рейтинга, – считает Николай. – Нельзя сказать, что кто-то из нас технически подготовлен лучше. У всех примерно одинаковый уровень. И побеждают при этом равенстве за счет психологии. Есть, конечно, исключительные таланты типа Роджера Федерера, который целый год играет уверенно и стабильно. А у нас, остальных, то прорыв, то спад… Но голову, хочу заметить, можно натренировать точно так же, как и обычные удары. В этом я убедился. Словом, верю, что голова все-таки позволит мне войти, к примеру, в тройку лучших теннисистов планеты».
Такого же мнения придерживается и Эдуард Давыденко, который по-прежнему готовит брата ко всем соревнованиям. «Думаю, Коля смог бы даже возглавить рейтинг, – размышляет он. – Для этого ему надо обыграть Федерера. Конечно, Роджер гениален. Он – один из лучших спортсменов в мире, умеющих «читать» игру соперника. Стоило сделать малейшую ошибку, показать слабое место, как швейцарец тут же буквально зубами вгрызся в это «больное» место, извлекая максимум выгоды для себя. Но сместить его с первой строчки рейтинга ATP вполне реально. Возможно, это произойдет уже в следующем году».
Николай солидарен с братом, а потому с невероятным усердием тренируется. Давыденко-младший хочет покорить Лондон и тем самым заложить фундамент под свое восхождение на мировой теннисный Олимп. «Это возможно только в том случае, если со мной будет Эдуард, – говорит первая ракетка России. – Он, можно сказать, создал меня с нуля. Втащил в десятку сильнейших, и без чьей-либо помощи. В 11 лет, когда Эдик начал меня тренировать, я был никто. У меня никакой базовой техники даже не было. Поэтому я испытываю к брату огромное уважение и как к человеку, и как к тренеру. Мы давно поняли, что всего добьемся в жизни, если будем преодолевать трудности вместе».
Александр АНИЧКИН