Вся жизнь в полосочку
История происхождения футбольных «госсимволов» и клубной палитры может быть курьезной Каждый футбольный клуб, как суверенное государство, имеет свои собственные герб и флаг. Но главным отличительным признаком, по которому практически безошибочно, даже невооруженным глазом можно идентифицировать ту или иную команду, являются цвета формы, в которой ее игроки выходят на поле. История происхождения футбольных «госсимволов» и клубной палитры порою захватывающе любопытна, а то и курьезна.
Каждый футбольный клуб, как суверенное государство, имеет свои собственные герб и флаг. Но главным отличительным признаком, по которому практически безошибочно, даже невооруженным глазом можно идентифицировать ту или иную команду, являются цвета формы, в которой ее игроки выходят на поле. История происхождения футбольных «госсимволов» и клубной палитры порою захватывающе любопытна, а то и курьезна. Возьмем, например, «Ювентус» – самый титулованный клуб Италии. Это может показаться фантастикой, но на заре своего существования один из наиболее богатых сегодня клубов Европы ютился в убогой квартирке на пролетарской окраине Турина. Созданный в 1899 году «Ювентус» мог тогда же, кстати, прекратить свое существование. Как большинство европейских команд, «Старая синьора» на первых порах жила исключительно на добровольные пожертвования поклонников клуба. Однако быстро выяснилось, что бремя членских взносов для большинства из них непосильно – откуда у работяг лишние деньги. В результате ряды «ювентийцев» стали стремительно таять, а вместе с этим катастрофически нищала и клубная касса. Дошло до того, что футболистам даже было не в чем показаться на поле. Несколько стартовых матчей своей биографии игрокам – о ужас! – пришлось проводить в обычных цивильных рубахах и – извините – «семейных» трусах. Но вскоре один из клубных активистов раздобыл по случаю комплект розовых фуфаек, стягивавшихся на шее черным галстуком. Этот незатейливый розово-черный наряд и стал первой официальной формой будущего суперклуба. Но спокойствие длилось недолго. Солнце, дожди, пот сделали свое дело: форма полиняла настолько, что выходить в ней на поле стало просто неприлично. Тогда секретарь клуба решился на отчаянный шаг: он взял в банке кредит под гарантию своего имущества и через британское консульство в Турине обратился к известному на всю Европу адвокату и страстному футбольному болельщику Гари Хидли. Выслушав его просьбу, Хидли тут же написал письмо своим друзьям в родной Бирмингем, чтобы они ему срочно выслали три комплекта добротной формы и 35 пар бутс. О цветовой гамме необходимых трусов и футболок в письме Хидли не было сказано ни слова. И его бирмингемские друзья выбирали их на свой вкус.
Когда долгожданная посылка из Англии пришла в Турин и была распечатана, взорам оторопевших «ювентийцев» предстали футболки, на которых перемежались белые и черные продольные полосы. «Цвета похоронной процессии» – таков был самый мягкий отзыв в адрес содержимого посылки. От подарка из Англии решили было отказаться, но назавтра предстояла игра, и времени на поиски подходящего футбольного белья уже не было. А когда матч завершился разгромными «похоронами» соперников, суеверные «ювентийцы» решили, что от добра добра не ищут. И остались верны черно-белой палитре.
Если клубные цвета «Ювентуса» в какой-то степени можно считать игрой провидения, то выбор палитры другого итальянского суперклуба – «Милана» скорее можно рассматривать как банальный плагиат. Английский меценат Херберт Роуз, переехавший на заре ХХ века из Турина в Милан, сколотил здесь кружок любителей кожаного мяча, в который входили завсегдатаи двух окрестных пивных. С формой он мудрить не стал: черные трусы и футболки с поперечными полосами, как у «Ювентуса». Изменили лишь цветовую гамму полос – они у «Милана» красные и черные. Вот, собственно, и вся история.
Борис ОРЕХОВ