Шоу продолжается
Еще три российских звезды сгорели на допинге Это было бы смешно, не будь это правдой. В нашем спорте разразился уже второй в этом году крупный допинговый скандал. На сей раз в употреблении запрещенных препаратов обвиняют троих лыжников. Первой в «черном» списке значится фамилия трехкратной олимпийской чемпионки, многократной чемпионки мира и Европы Юлии Чепаловой. Вместе с ней под «каток» угодил олимпийский чемпион Евгений Дементьев. Третьей в этой компании оказалась молодая, но очень перспективная снежная гонщица Нина Рысина.
Это было бы смешно, не будь это правдой. В нашем спорте разразился уже второй в этом году крупный допинговый скандал. На сей раз в употреблении запрещенных препаратов обвиняют троих лыжников. Первой в «черном» списке значится фамилия трехкратной олимпийской чемпионки, многократной чемпионки мира и Европы Юлии Чепаловой. Вместе с ней под «каток» угодил олимпийский чемпион Евгений Дементьев. Третьей в этой компании оказалась молодая, но очень перспективная снежная гонщица Нина Рысина. В крови всех перечисленных спортсменов обнаружен так называемый рекомбинантный эритропоэтин. Да-да, тот самый злосчастный ЭПО, из-за которого ранее полыхнул допинговый пожар с участием ведущих российских биатлонистов – Екатерины Юрьевой, Альбины Ахатовой и Дмитрия Ярошенко. Недавно Международный союз биатлонистов дисквалифицировал, как того требует Всемирный антидопинговый кодекс, на два года каждого из проколовшихся биатлонистов. При этом, по регламенту Международного олимпийского комитета, они пропустят и две ближайшие Олимпиады – в Ванкувере в 2010 году и в Сочи в 2014-м.
По громкости лыжный скандал не уступает биатлонному. Ведь помимо 23-летней Нины Рысиной, пока не успевшей стать знаменитостью, в нем фигурируют звезды первой величины. Евгений Дементьев, напомним, выиграл «золото» Олимпиады 2006 года в дуатлоне. А Юлия Чепалова имеет в послужном списке наряду с двумя званиями чемпионки мира, титулом обладательницы Кубка мира, другими наградами престижных соревнований три победы на разных Олимпиадах. В 1998 году одна из самых популярных спортсменок России минувшего десятилетия выиграла 30-километровую дистанцию, в 2002-м – спринт, в 2006-м – эстафету в составе российской четверки.
Существенная деталь: лыжники в отличие от биатлонистов отстаивать себя в судах, подавая апелляции в спортивный арбитраж, не стали. На стол председателя Федерации лыжных гонок России Владимира Логинова сразу после получения письма о положительных результатах допинг-проб легли два заявления об уходе из сборной от Чепаловой и Дементьева. «Что касается Нины Рысиной, то она еще готова побороться за будущие результаты в спорте и написала заявление о том, что доверяет вскрыть пробу «Б» без ее участия или без участия ее представителя, о чем мы тут же проинформировали Международную федерацию лыжного спорта», – прокомментировал ситуацию Владимир Логинов.
И Чепалова, и Дементьев, судя по их письменным заявлениям, поданным в федерацию, уходят из спорта по состоянию здоровья. Правда, не очень понятно, почему вдруг так внезапно занемог 26-летний Евгений Дементьев, блистательно выступивший на прошлой зимней Олимпиаде. До последнего времени он на здоровье не жаловался. А теперь вдруг выясняется, что спортсмен страдает серьезным заболеванием печени, так называемым синдромом Жильбера.
Юлию Чепалову известие о ее положительной допинг-пробе застало в Рыбинске, где преисполненная сил спортсменка вдохновенно готовилась к новому сезону. А ее отец и тренер Анатолий Чепалов в это же время в интервью журналистам рассказывал о спортивных планах дочери, о подготовке к зимней Олимпиаде в Ванкувере. И вот все эти планы в один момент оказались перечеркнутыми. После чего Юля внезапно сделалась сильно больной. Выяснилось вдруг, что у нее серьезные проблемы с щитовидной железой и даже операция не поможет. И Анатолий Чепалов, еще несколько дней назад так живописно мечтавший о будущем, сразу же сник и в ответ на все вопросы теперь только вздыхает и приговаривает: «Мы-то надеялись, что где-то исправим, где-то, может, не в полную силу потренируемся, что-то подлечим, а тут нас как обрезали и сказали, что у нас случай безнадежный».
Не менее любопытно другое. Как только вспыхивает очередной фармацевтический скандал, спортсмены и спортивные чиновники, представляющие, между прочим, одну страну – Россию, оказываются по разные стороны баррикад. И оценивают ситуацию с прямо противоположных точек зрения. Например, Чепалова уверена, что все происшедшее с лыжниками очень похоже на спланированную акцию: «В принципе они просто заранее вывели из борьбы за награды обе наши эстафетные команда – и женскую, и мужскую. Ведь там прекрасно знали, что и Дементьев, и Рысина, и я будем готовиться к Ванкуверу. Знали, что это – моя последняя Олимпиада и, естественно, я буду там биться за медали, несмотря на все мои болячки…»
То, как она умеет биться, Чепалова с блеском продемонстрировала на прошлой Олимпиаде в Турине. Тогда в эстафетной гонке 4х5 км после трех этапов российская команда проигрывала лидерам почти 40 секунд. На коротких дистанциях такой гандикап отыграть еще никому и никогда не удавалось. Чепаловой удалось. Совершив поистине фантастический рывок, она обошла всех соперниц и принесла нашей команде золотую медаль. Да, в последнее время Юля неважно выступала в индивидуальных дисциплинах. Но все знали, что она – великолепный эстафетный боец, и команда на нее рассчитывала. Но тут появились результаты допинг-проб…
В отличие от Чепаловой президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев винит во всем самих спортсменов. По его мнению, то, что случилось с лыжниками, говорит о том, «что спортсмены не имеют той культуры, которая должна быть, и не проверяют все, что употребляют и с чем связывают свою подготовку».
А министр спорта Виталий Мутко распорядился о создании чрезвычайной комиссии для расследования дела лыжников и жестко пообещал, что по итогам расследования будут приняты крутые меры по отношению к тем, чья вина будет доказана, невзирая на их титулы и звания. «Федерация никого защищать не будет, – заверил Мутко. – А будет проводить профилактику нарушений в области допинга. У нас поднимается слишком большая шумиха по этому поводу, начинается какая-то героизация персонажей».
Ну, предположим, делать героев из Чепаловой с Дементьевым никто и не думает. Да они в этом и не нуждаются. Героями они себя сделали сами, когда добывали «золото» на олимпийской лыжне. Комиссия? А что она решит? Найдет и накажет кого-то крайнего? Но что это изменит в принципе? Ведь не комиссия медали олимпийские берет. А судя по тому, как планомерно и грамотно идет отстрел наших лидеров в наиболее медалеемких дисциплинах, виды на «золотые» награды в Ванкувере становятся все более призрачными.
Кстати, одну такую комиссию по пресловутому делу биатлонистов уже создавали. В результате расследования она «не смогла сделать вывод о виновности спортсменов в применении допинга». Ну и что – ничего. Биатлонистов все равно дисквалифицировали.
Борис ОРЕХОВ
P.S. Один владеющий проблемой врач как-то объяснял, что всякие «прогрессивные» препараты – это очень сложная система. И, как правило, вместе с разработкой того или иного препарата идет разработка и так называемых маскирующих агентов, как лиса хвостом заметающих лишние следы в организме. В идеале оба эти процесса должна идти параллельно. Но когда в одном из звеньев случается сбой, обязательно возникают серьезные проблемы. Все просто – как дважды два.