Андрей Паращенко: «Заставим Европу нас уважать»
Спортивный директор минского «Динамо» знает, как создавать суперклуб В 2005 году представители спортивной общественности Беларуси написали открытое письмо Александру Лукашенко. В нем рассказывалось о том бедственном положении, в котором тогда находились игровые дисциплины, обделенные поддержкой со стороны государства. Речь в первую очередь шла о баскетболе, гандболе и волейболе. Среди перечисленных в письме проблем главной была, конечно, финансовая, порождавшая все остальные «недуги» – слабые по качеству игры национальные чемпионаты, несостоятельность сборных команд на международной арене.
В 2005 году представители спортивной общественности Беларуси написали открытое письмо Александру Лукашенко. В нем рассказывалось о том бедственном положении, в котором тогда находились игровые дисциплины, обделенные поддержкой со стороны государства. Речь в первую очередь шла о баскетболе, гандболе и волейболе. Среди перечисленных в письме проблем главной была, конечно, финансовая, порождавшая все остальные «недуги» – слабые по качеству игры национальные чемпионаты, несостоятельность сборных команд на международной арене. Государство не оставило то обращение без внимания. В результате «обделенные» дисциплины были уравнены в правах с футболом и хоккеем. Одним из инициаторов открытого письма был капитан гандбольного клуба СКА (Минск) Андрей Паращенко. И старался он не зря. Сейчас гандбол в Беларуси вновь на подъеме. В чемпионате страны стало участвовать больше команд, причем у каждой из них появились кормильцы-спонсоры. В мужском же первенстве так и вовсе появился суперклуб – «Динамо», который не только нарушил многолетнюю гегемонию Брестского гандбольного клуба на внутренней арене, но и планирует теперь наделать шума в предстоящем розыгрыше Лиги чемпионов. Спортивным директором «Динамо» является тот самый Андрей Паращенко, с которым встретился корреспондент «СВ».
– Как вы думаете, то открытое письмо стало главной причиной появления Указа Президента о спонсорской помощи игровым видам спорта?
– Однозначно так утверждать нельзя, однако несомненно, что наше письмо вызвало большой резонанс. Сегодня можно констатировать следующее: белорусский гандбол вышел на новую стадию своего развития. У нас появились финансы, были созданы профессиональные клубы. Женский чемпионат превратился в полноформатный турнир, в котором выступают шесть команд. Появление в мужском первенстве минского «Динамо» укрепило весь наш гандбол. Думаю, через два-три года все эти вложения отразятся на уровне игры белорусских гандболистов, которые в большинстве своем молоды, а значит, обладают колоссальными резервами для совершенствования своего мастерства, благо у них для этого есть теперь все условия.
– Выходит, через пару лет национальная сборная, а также белорусские клубы смогут на что-то претендовать на международной арене?
– Сборная к тому времени, безусловно, прибавит. Ведь ее костяк составляют 23-24-летние ребята. А вот клубам рассчитывать на что-то в Европе будет, мне кажется, тяжело. Дело в том, что в сильнейших командах Старого Света ведущую роль, как правило, играют высококлассные легионеры. В некоторых коллективах «варяги» составляют половину заявочного листа.
– А что мешает белорусским клубам усиливаться легионерами?
– У иностранцев различные суждения о Беларуси. Кое-кто даже слышать не хочет о переезде в нашу страну. Предлагаем им нормальные деньги, хорошие условия, но наши варианты даже не рассматриваются. К примеру, привезти в Минск классных немцев практически нереально. Впрочем, некоторые иностранные игроки постепенно «прозревают», освобождаясь от ошибочных стереотипов в отношении нас. Надеюсь, через год, когда минское «Динамо» засветится в Лиге чемпионов, наши трансферные возможности значительно расширятся.
– Вы говорите, что видите перспективу в молодых ребятах, которые выступают за сборную.
– Это своего рода аванс. Все-таки они воспитывались в других условиях и не прошли той школы, которую в свое время проходили мы, игроки минского СКА и сборной СССР. В некотором плане молодежь сегодня избалована в вопросах дисциплины, есть проблемы и с «физикой». Скажем, наставнику «Динамо» Александру Малиновскому понадобилось полгода, чтобы привести своих подопечных в нормальную форму и поставить игровую дисциплину, которая у них вообще отсутствовала.
– Как отразился на сборной Беларуси уход Спартака Мироновича с должности главного тренера?
– Ему на смену пришел тренерский тандем Георгия Свириденко и Александра Малиновского. Оба они прошли школу Мироновича, играли за границей, работали с клубами в Германии и Польше. Думаю, смена поколений естественна для любого вида спорта.
– Почему вы поддержали идею создания в Беларуси суперклуба?
– Суперклуб – понятие относительное. Прежде всего мы стремимся создать команду, с которой бы считались на международной арене и которую соперники элементарно бы боялись.
– «Динамо», кстати, обвиняют в том, что оно беспардонно сманивает ведущих игроков у своих основных конкурентов. В частности, большой ажиотаж вызвал переход талантливого Бориса Пуховского из СКА в вашу дружину.
– По этому поводу хотел бы подчеркнуть, что мы действуем строго в рамках принятых правил и ни у кого их не отбираем игроков. В основном все переговоры ведутся с теми ребятами, у которых истекает срок контракта. Игроки при этом сами идут к нам, причем с огромным желанием. Никто из них о своем переходе в «Динамо» пока еще не пожалел. Конкретно по ситуации с Пуховским могу сказать следующее: давай взглянем на статистику. До того как он перешел в «Динамо», мы провели со СКА шесть игр и во всех победили. А вот когда Пуховский выступал уже за нас, армейцы однажды все-таки взяли верх. В СКА место Бориса занял парень, которому представился шанс проявить себя, и он этим шансом воспользовался.
– Несколько сильных белорусских гандболистов выступают за рубежом. Вы не думали о том, чтобы вернуть их на Родину?
– Такая идея уже обсуждалась, но всему свое время. Парни молоды, играют в сильных чемпионатах, так зачем их тащить обратно? Вот когда «Динамо» сделает себе имя в Европе, эта тема станет более актуальной.
– Как вы полагаете, насколько реально собирать аншлаги на матчах чемпионата Беларуси?
– Поединки «Динамо» с Брестским гандбольным клубом имени Мешкова проходят при забитых до отказа трибунах что в Минске, что в Бресте. Правда, на остальных играх такая картина маловероятна. Но это пока…
– За счет продажи билетов можно покрыть расходы на организацию матча?
– Сегодня – нет. Это простая арифметика. Уровень интереса к спорту у нас не так высок, как, допустим, в той же Германии. Там билет на гандбол стоит 20 евро. В Бресте на трибуну можно попасть за 2 тысячи белорусских рублей (70 центов. – О.Г.), в Минске – за 5 тысяч. На финальный матч Кубка Германии пришли 17 тысяч зрителей, на полуфиналы – столько же. На рядовые игры ходит по 3-4 тысячи человек. В Беларуси даже футбол собирает меньше. Также на Западе аренда дешевле, чем у нас, поэтому там совершенно другой спонсорский интерес. И это многое объясняет. Да и болеют там не так, как у нас. Мне довелось побывать на чемпионате мира в Хорватии. Пришлось даже покупать затычки для ушей, настолько неистово хорваты поддерживали свою команду. У нас же, кроме фанатов, никто болеть не умеет. В Минске даже на матчах сборной часто царит непонятная тишина…
Беседовал
Олег ГОРУНОВИЧ