Джентльмен на льду и в жизни
Не стало великого фигуриста и огромной души человека Александра Горшкова
Фото: Александр Яковлев/ТАСС
Олимпийский чемпион, шестикратный - мира: это лишь часть престижных титулов, которые он выиграл в легендарном танцевальном дуэте со своей партнершей, а затем и женой Людмилой Пахомовой.
В ЛУЖЕ У ПОДЪЕЗДА
В фигурное катание его привела судьба. Или - случай. Что часто одно и то же. Мама как-то, готовя на кухне, услышала по радио объявление о наборе детей в секцию. Первая попытка оказалась неудачной - шестилетнего Сашу не взяли как бесперспективного. Неудивительно - он практически не умел стоять на коньках: лишь потренировался пару дней на замерзшей луже во дворе. Но мама не сдалась. И через две недели вновь привела его в секцию. За это время он уже более-менее освоил коньки, каждый день практикуясь у дома. Теперь его приняли. Момент для фигурного катания - исторический.
В паре с Людмилой Пахомовой, ставшей потом его супругой, они перевернут представление о танцах на льду. Весь мир запомнил их знаменитые танго, вальс, ритмичные частушки. На каждое выступление Александр неизменно выходил во фраке. И всегда их прокат превращался в мини-спектакль, в котором сочетались артистизм и высочайшая техника. Они подняли планку ледового мастерства на такую высоту, что танцы включили в Олимпийскую программу. Дебют состоялся на Играх в Инсбруке в 1976 году. Хотя их участие вдруг оказалось под вопросом. У Саши случился разрыв плевры, воздух стал проникать в легкое. Сделали операцию. Многие не верили, что фигурист вообще вернется в большой спорт. Но он сделал это. И вместе с Людмилой выступил на Играх триумфально. Девять из десяти арбитров поставили советский дуэт на первое место.
ЗОЛОТОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ
Еще один невероятный камбэк, как любят говорить спортсмены, с участием Александра Горшкова состоялся уже в наше время. В июне 2010 года он стал президентом Национальной Федерации фигурного катания. Многие тогда говорили, что он сел добровольно на электрический стул и что ему вряд ли удастся вытащить отечественное фигурное катание из ямы, в которую оно стало погружаться. Всего три месяца назад отгремела зимняя Олимпиада в Ванкувере, но там фанфары не звучали. Российские мастера конька установили сенсационный антирекорд, взяв всего лишь две медали, да и то - «серебро» и «бронзу». Впервые с 1964 года команда возвращалась с Игр без «золота». А на горизонте - совсем близко - Олимпиада в Сочи-2014. Ноблес оближ, как говорят французы. Положение обязывает. На родном льду наши не имели права поскользнуться. И в каждом виде должны были стать фаворитами. Однако после ванкуверского фиаско не верилось, что это осуществимо. Тем не менее Горшков был полон оптимизма и видел «золотой» свет в конце тоннеля.
- Запомните мои слова: в Сочи мы выиграем как минимум две медали высшего достоинства, - без малейшей тени сомнений сказал он.
Казалось, что Горшков всего лишь мечтает. На самом деле он знал, о чем говорил. И отчетливо понимал, что именно надо подправить в забарахлившем вдруг механизме, чтобы «страшилки» а ля Ванкувер больше не повторялись.
В Сочи наши даже перевыполнили план, взяв не два, а три «золота». Гениальный фигурист показал себя блестящим организатором. Ведь это при нем в страну вернулись многие тренеры, включая Этери Тутберидзе. А отечественное фигурное катание вновь вышло на первую строчку в мировой табели о рангах. Нашим фигуристкам-одиночницам просто нет равных на планете. Весь пьедестал на крупнейших турнирах, занятый этими девчонками, сегодня - обычное дело.
ВОСПОМИНАНИЯ
КАРМАНЫ, ПОЛНЫЕ КОНФЕТ
Он был корректным, чутким и внимательным.
Когда кто-то из спортсменов получал травму, Горшков звонил ему каждый день, спрашивал, как здоровье, не надо ли чем-то помочь. Джентльмен и на льду, и в жизни.
- Самое ценное в нем - человечность. Думаю, именно таких людей в нашем фигурном катании сейчас может и недоставать, - вздыхает заслуженный тренер России Алексей Мишин.
- Когда еще спортсменами мы после тренировок вечером шли большой компанией до метро, у него всегда в карманах были конфеты, - вспоминает Ирина Роднина. - И он нас угощал. Саша был очень добрый, миролюбивый. Только такой человек мог, став во главе Федерации, держать в рамках все страсти фигурного катания.
- Ребята-спортсмены его очень любили за то, что он каждого умел выслушать, - считает Татьяна Тарасова. - Любил всю команду, свою работу. И мы его все любили. Спасибо тебе, Саша, что ты был с нами.
Александру Горшкову было 76 лет.