Зарисовки с бегущей натуры
Юрий Борзаковский глазами его наставника Вячеслава Евстратова Любой тренер мечтает, чтобы его ученик превратился в спортсмена экстра-класса. Вячеславу Евстратову, воспитавшему не одно поколение «средневиков», в этом смысле повезло: один из его подопечных – Юрий Борзаковский, олимпийский чемпион на 800-метровке – стал в легкой атлетике фигурой планетарного масштаба. Но прошли годы, прежде чем их совместные усилия принесли свои «золотые» плоды. Говорят, что победы меняют людей. Не всем удается без душевных потерь пережить медные трубы. Но к Борзаковскому и Евстратову это, кажется, не относится.
Любой тренер мечтает, чтобы его ученик превратился в спортсмена экстра-класса. Вячеславу Евстратову, воспитавшему не одно поколение «средневиков», в этом смысле повезло: один из его подопечных – Юрий Борзаковский, олимпийский чемпион на 800-метровке – стал в легкой атлетике фигурой планетарного масштаба. Но прошли годы, прежде чем их совместные усилия принесли свои «золотые» плоды. Говорят, что победы меняют людей. Не всем удается без душевных потерь пережить медные трубы. Но к Борзаковскому и Евстратову это, кажется, не относится. – Вячеслав Макарович, судьба свела вас с Юрием в 1997 году, когда ему было всего 16 лет. Как с тех пор изменились ваши отношения?
– Практически никак. Дело в том, что я всегда относился к Юре как к личности, независимо от его возраста. Он был подростком, когда мы познакомились. Теперь это взрослый мужчина, глава семьи. Но и сейчас, как и раньше, я стараюсь общаться с ним на равных. Вообще, за все эти годы я не раз говорил ему, что воспринимаю его как сына.
– Тем не менее история спорта, легкой атлетики в частности, знает много громких конфликтов между тренерами и их звездными учениками. Вспомним, к примеру, Бубку и Петрова, Авдеенко и Робульца, Паклина и Вогуля. У вас с Юрием ссоры, наверное, тоже случались?
– Пока что, слава богу, нет. Сам часто спрашиваю у себя – почему? Ответ нахожу всегда один и тот же: потому что мы оба всегда остаемся предельно честными по отношению друг к другу. За спиной никаких ненужных переговоров не ведем. Не сплетничаем.
– И все-таки вы с Юрием – люди разных поколений. На этой почве порой возникают серьезные трения между учителем и учеником?
– Возникают, но не у нас. А что касается «разных поколений», то, конечно, есть вещи, на которые мы с Юрой смотрим по-разному. Мне, например, честно скажу, не всегда бывает по душе та легкость, с которой он тратит заработанные деньги. Хотя сейчас я тоже не могу назвать себя бедным человеком, но постоянно стараюсь его предостеречь, напомнить, что у всех когда-нибудь в жизни бывают «черные» дни и к ним надо быть готовым.
– Не секрет, что конфликты между наставниками и их подопечными частенько возникают как раз из-за денег. Но, судя по всему, Юрий Борзаковский все свои материальные обязательства перед личным тренером всегда выполняет?
– Что касается денег, то в этом вопросе я, кстати говоря, не слишком придирчив. Не считаю его доходы, не контролирую заработки на коммерческих турнирах и на контрактах с фирмами. Заканчивается очередной сезон – Юра сам приходит ко мне и говорит: «Вячеслав Макарович, мы с вами сделали то-то и то-то, участвовали в таких-то турнирах, на которых я выиграл столько-то, и вот ваша доля…» Сумма, которую я в итоге получаю, позволяет мне еще раз подчеркнуть, что между Юрием и мной существует полное доверие.
– По жизни вы один из самых близких ему людей. Скажите, а недостатки у вашего ученика есть?
– Вы имеете в виду вне стадиона?
– В том числе.
– Дело в том, что я могу говорить только о личных наблюдениях. Во-первых, мне откровенно не нравится, что Юра не очень много читает. Но на все мои замечания по этому поводу неизменно слышу от него в ответ: «Вячеслав Макарович, посмотрите, ну кто из молодых людей сейчас запоем читает книжки? Тем более что вся необходимая информация находится в Интернете…» Я этого не понимаю, ведь мое поколение росло на художественной литературе.
– Во многих своих интервью Борзаковский говорит, что увлекается музыкой и автомобилями. Вы могли бы к этому списку что-либо добавить?
– Футбол, в который Юра играет почти профессионально, ведь свой спортивный путь он начинал с футбола. И еще – танцы. Обожает это дело. Мы каждый год выезжаем на тренировочный сбор в Киргизию, на озеро Иссык-Куль. Там, в местном санатории, Юра с ребятами из моей группы не пропускает практически ни одной дискотеки.
– И вы не запрещаете?
– А зачем? Я, напротив, только приветствую. Поскольку современные танцы – это та же хорошая дополнительная тренировка: ритм, пластика, координация, физическая нагрузка. Правда, в этом году на сборах на Иссык-Куле Юра поначалу ощущал некоторые проблемы с дыханием на тренировках, поскольку после зимнего сезона он достаточно долго серьезно не нагружался. К тому же сказались последствия акклиматизации. Но после нескольких тренировок все пришло в норму и программу сборов мы выполнили полностью.
– Юрий женат. У него растут два сына. Причем свадьба состоялась, когда жениху было всего 19 лет. Скажите, положа руку на сердце, не рановато ли он все-таки женился?
– Тогда я однозначно думал, что рано: можно было еще лет пять подождать, не сковывать личную свободу.
– Теперь ваше мнение поменялось?
– В общем-то, да. И сегодня я понимаю, что тогда был не прав в своих мыслях. Юра любит свою жену, обожает сыновей. Из каждой поездки постоянно стремится домой, что, согласитесь, является лучшим индикатором благополучия в семейной жизни. И я только рад за него.
– Не секрет: чем старше и опытнее становится спортсмен, тем труднее ему находить внутренние душевные силы для изнурительных ежедневных тренировок и выступлений на соревнованиях. Как решается проблема мотивации у вас с Юрием?
– Не сказал бы, что такая проблема у нас вообще существует. Юра по-прежнему горит желанием соревноваться. А я ему часто говорю: ты стал олимпийским чемпионом, выиграл много больших соревнований, но все это уже в прошлом. Чтобы одерживать новые победы, надо забыть о старых успехах и тренироваться еще больше и усерднее. Я работаю с ним уже более 12 лет. Он отличается от многих талантливых спортсменов. Бог дал ему отменную координацию, отличные скоростные качества, отличную выносливость. Но самое главное – большую трудоспособность и желание побеждать. Юра не первый год выступает на «большой» дорожке. Но каждый новый сезон он начинает как самый первый. И соответственно готовится.
– Тактика Юрия на беговой дорожке стала притчей во языцех. Сначала он далеко отпускает своих конкурентов, оставаясь чуть ли не последним в пелетоне, но ближе к финишу стремительно разгоняется и семимильными шагами обходит соперников. Создается впечатление, что остальные спортсмены в этот момент останавливаются, а бежит один Борзаковский. Почему вы строите бег именно так?
– Дело в том, что Юре еще в юношей не раз приходилось соревноваться на дорожке с матерыми мастерами. И я его всегда учил: «Становись последним и беги как хочешь. Почувствуешь, что можешь ускориться, рви вперед без оглядки…» Тогда и появилась ставшая сегодня знаменитой тактика – начинать бег последним. Но в принципе схему борьбы на дорожке мы выбираем под каждый забег конкретно – с оглядкой на состав участников. Если состав очень сильный и мы знаем, что соперники не собираются играть друг с другом в кошки-мышки, а прямо со старта, что называется, врубят форсаж, то тогда, конечно, Юра отставать от них сознательно не станет, а, наоборот, постарается сразу выйти вперед и бороться, пока хватит сил.
– Стартовал новый летний сезон. Каких побед мы вправе ждать от вашего ученика?
– Главная цель – успешное выступление на чемпионате мира в Берлине в августе. Юрий уже трижды принимал участие в летних первенствах планеты и всякий раз возвращался домой с медалями: в 2003 и 2005 годах это было «серебро», в 2007-м – «бронза».
– Коллекция впечатляющая, жаль, «золота» в ней не хватает?
– Вот именно за «золотом» мы в Берлин и поедем…
Беседовал
Александр АНИЧКИН