Решать проблемы сообща
Министры спорта России и Беларуси обсудили стратегию будущих действий В Минске прошло совместное заседание коллегий Министерства спорта и туризма Беларуси и Министерства спорта, туризма и молодежной политики России. Как выяснилось, проблемы у двух ведомств во многом сходные, а в чем-то даже общие. Поэтому решать их надо совместными усилиями.
В Минске прошло совместное заседание коллегий Министерства спорта и туризма Беларуси и Министерства спорта, туризма и молодежной политики России. Как выяснилось, проблемы у двух ведомств во многом сходные, а в чем-то даже общие. Поэтому решать их надо совместными усилиями. «Невозможно выучиться на скрипача, не имея даже скрипки», – с такого вот выразительного примера российский министр Виталий Мутко начал разговор о неудовлетворительном состоянии материальной базы в детских спортивных школах.
Øîêèðóþùèé ïðîöåíò
Например, в профессионально близком для Мутко футболе обеспеченность ДЮСШ игровыми полями не так давно составляла всего лишь… восемь процентов!!! Другое дело, что этот шокирующий статистический показатель изменится уже в ближайшее десятилетие, так как за это время Россия намерена увеличить число спортивных объектов с 238 до 500 тысяч. При этом Виталий Мутко отметил, что россиянам «есть на что посмотреть в Беларуси». Министра, в частности, заинтересовал опыт возведения хоккейного комплекса «Минск-Арена», столичного велодрома и гребного канала в Бресте.
Белорусы, как подчеркивалось на заседании, также активно работают над развитием и совершенствованием своей «матчасти». Так, по сравнению с 1998 годом количество спортивных сооружений увеличилось на 3,8 тысячи и сегодня составляет 25,7 тысячи. Однако все признают, что и такого объема все равно недостаточно. Например, в 70 районах Беларуси до сих пор нет плавательных бассейнов. Возможно, предполагают специалисты, именно в этом главный исток неудач белорусской сборной по плаванию.
На заседании прозвучали и такие цифры: около 16 процентов россиян и 17 процентов белорусов систематически занимаются спортом. Согласитесь, не бог весть какие показатели. Хотя в России, например, за последний год стало на полтора миллиона «физкультурников» больше. В Беларуси же за последних 2-3 года данная цифра кардинально не изменилась, зато в 2010 году ее планируют увеличить вдвое. Об этом заявил председатель Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания Олег Величко. Правда, не совсем пока понятно, каким образом это будет сделано, но благородность идеи отрицать нельзя. Ведь у половины учащихся Беларуси выявлена гиподинамия, а примерно у двух миллионов жителей наблюдается повышенное артериальное давление.
Школы вообще тема особенная. И непростая. Например, в то время как Министерство спорта Беларуси стремится увеличить количество занимающихся спортом, Министерство образования, кажется, делает вещи совершенно противоположные – сокращает в школах количество часов, отведенных под уроки физкультуры (за последнее время из программы исчезло около трети занятий), а также упраздняет ставки физруков. Помощник Президента Беларуси Геннадий Алексеенко в ближайшее время должен представить Александру Лукашенко аналитическую записку по данному вопросу.
В российских школах, в свою очередь, на физкультуру сегодня отведено три часа в неделю. Однако, по мнению Виталия Мутко, чтобы вырастить «полноценного, в том числе физически, гражданина», таких часов должно быть как минимум шесть.
В ходе заседания глава российского министерства обозначил еще одну актуальную проблему – нехватки тренерских кадров. В отрасли, заметил он, сейчас остаются работать лишь 16 процентов выпускников спортивных вузов, хотя для ее нормального функционирования этот показатель должен составлять минимум 25 процентов.
В Беларуси, кстати, ситуация не лучше. Молодой специалист, окончивший академию физкультуры и устроившийся работать детским тренером, не получает и 200 долларов в месяц. О каком престиже профессии тут можно говорить. Министерство, конечно, хотело бы исправить положение, однако не оно устанавливает размер заработной платы детским тренерам. Поэтому спортивные чиновники, как и 10, и 15 лет назад, по-прежнему продолжают сетовать на то, что молодые специалисты вместо ДЮСШ уходят «торговать на рынок». А многие квалифицированные российские и белорусские наставники уезжают в другие страны, где занимаются тем, что готовят будущих соперников отечественным спортсменам.
Впервые на подобной коллегии речь шла не только о спорте, но и о туризме. Правда, сам разговор на эту тему начался с казуса. Директор российского Департамента туристической деятельности Надежда Назина подсчитала, что в прошлом году в России побывали 6 тысяч белорусских туристов, а в Беларуси – 2 тысячи российских. Озвученные ею цифры вызвали недоумение у белорусских коллег – ведь согласно их выкладкам показатели должны быть едва ли не в десять раз выше. «Значит, нам надо совершенствовать методики подсчета туристов», – резюмировал Виталий Мутко.
Заместитель белорусского министра по вопросам туризма Чеслав Шульга предложил вариант взаимной визовой поддержки. Суть ее заключается в том, чтобы иностранец, получивший российскую визу, мог бы свободно проехать и в Беларусь, а если у туриста есть белорусская виза – то в Россию. Идея хорошая. Правда, прозвучала она не впервые и пока, увы, не нашла отклика в тех кругах, которые, собственно, уполномочены решать данную проблему.
Áåñïðèçîðíàÿ «ïîëÿíà»
Белорусско-российское взаимодействие необходимо развивать по многим других аспектам. Например, в лоббировании интересов на международной арене. Об этом, в частности, говорил в своем выступлении российский замминистра Геннадий Алешин: «В руководящие органы международных федераций нас не допускают, и это осложняет получение крупных международных турниров. Пока нам, как правило, отдают только материально затратные соревнования».
Если действовать поодиночке, то в противостоянии с азиатским или европейским лобби шансов мало. Тем более что опыт успешного сотрудничества у россиян и белорусов уже имеется, например, в боксерских международных структурах, где совместными усилиями удается продвигать собственные интересы.
Еще одна общая головная боль – фармакология. Накануне Игр в Пекине на допинге «прокололись» российские гребцы и бегуньи, а после Олимпиады угроза дисквалификации нависла над белорусскими метателями молота. «Проблема в том, что государство ушло с этой «поляны», поэтому спортсмены, в силу разных обстоятельств, попадаются на удочку разного рода кулибиных, которые подсовывают им неизвестно какие препараты», – отметил Виталий Мутко.
Белорусы надеются, что их фармакологические проблемы разрешатся, когда на полную мощь заработает минская антидопинговая лаборатория. Хотя, как показывает пример россиян, даже наличие такой лаборатории не является стопроцентной гарантией от допинговых скандалов.
По итогам совместного заседания коллегий Министерства спорта и туризма Беларуси и Министерства спорта, туризма и молодежной политики России были подписаны два ключевых документа: Программа сотрудничества в области физической культуры и спорта между министерствами на 2009-2010 годы и План взаимодействия между министерствами по развитию сферы туризма на 2009-2010 годы. Практическая реализация положений подписанных документов поможет эффективному решению многих проблем, о которых шла речь на заседании.
Олег ГОРУНОВИЧ