Бросок с переворотом
Сборная МВД России готовится к чемпионату силовых структур 18 апреля во Дворце спорта «Динамо» в Крылатском пройдет общекомандный турнир по дзюдо среди силовых структур. Главный фаворит соревнований – сборная МВД РФ, возглавляемая заслуженным тренером России Владимиром Ельчаниновым, с которым встретился корреспондент «СВ».
18 апреля во Дворце спорта «Динамо» в Крылатском пройдет общекомандный турнир по дзюдо среди силовых структур. Главный фаворит соревнований – сборная МВД РФ, возглавляемая заслуженным тренером России Владимиром Ельчаниновым, с которым встретился корреспондент «СВ». – Владимир Николаевич, предстоящий турнир будет уже третьим по счету. И пока ваша команда неизменно на нем побеждала.
– Действительно два предыдущих чемпионата мы уверенно выигрывали. Задача и теперь не меняется – только первое место. Команда у нас именитая. В нее входят чемпион мира и Европы подполковник милиции Сергей Косоротов, многократный чемпион России капитан Алексей Котов, чемпион мира по самбо старший лейтенант Михаил Мартынов, победитель международных соревнований старший лейтенант Сергей Власов. Имея в составе таких мастеров, мы не имеем права проигрывать.
– А почему в вашей команде нет Дмитрия Носова, бронзового призера афинской Олимпиады?
– Дело в том, что, по регламенту турнира, в нем могут участвовать спортсмены старше 30 лет. А Диме тридцати еще нет, так что пока он под нашу команду не подходит.
– Как вы оцениваете уровень своих соперников на турнире?
– Основными соперниками будут наши коллеги из Беларуси. У них по традиции очень крепкая команда, в которой собраны борцы высокого класса, выступавшие еще за сборную СССР, несмотря на возраст, они в прекрасной форме, и бороться с ними, как всегда, будет очень непросто.
– А из других российских силовых структур кого больше всего опасаетесь?
– По большому счету – никого. Потенциально очень сильную команду могли бы выставить Вооруженные силы, но почему-то никогда этого не делают. То ли собрать ее не могут, то ли плохо знают и работают со своими ветеранами, среди которых достаточно классных борцов. Вместо этого обычно выставляют двух-трех человек, даже полный состав не могут набрать. Мне такой подход совершенно непонятен.
– Над ЦСКА сегодня вообще сгущаются тучи.
– Честно говоря, то, что хотят сделать с армейским спортом, – издевательство. В армии любой страны есть спортсмены. Проводятся чемпионаты мира среди военнослужащих. А у нас решили на этом поставить крест. Если реформу армейского спорта в том виде, как она задумывается, доведут до конца, нанесут сильнейший удар не только по ЦСКА, но и по всему российскому спорту.
– Но вы как динамовец в этой ситуации можете увидеть и «плюс». Ведь если ЦСКА как серьезная структура «прикажет долго жить», многие ведущие армейские спортсмены, как прогнозируют специалисты, принудительно сняв погоны, перейдут в другие общества, прежде всего в «Динамо».
– Я бы предпочел, чтобы все осталось как есть: и «Динамо», и ЦСКА. Пусть они и дальше конкурируют, как это происходило на протяжении многих десятилетий. Ведь конкуренция – главный двигатель спортивного прогресса, источник роста мастерства атлетов. А для нас ЦСКА всегда был одним из главных конкурентов. И если он вдруг перестанет существовать как серьезная сила, лучше от этого никому не будет.
– На ваш взгляд, какой вид единоборств для штатных сотрудников МВД наиболее эффективен при задержании преступников?
– Борьба, конечно. Причем именно самбо или дзюдо.
– А почему не карате или бокс?
– Если сотруднику МВД в реальной схватке противостоит спортивно подготовленный преступник, такого, как показывает практика, очень трудно свалить ударами рук или ног. Поэтому, когда человек входит в контакт, преимущество сразу оказывается у борцов. От наших бросков или захватов увернуться невозможно.
– Кстати, а почему наши дзюдоисты не могут выиграть «золото» на Олимпийских играх?
– Это долгий, серьезный и не очень приятный разговор. Если в двух словах, то главные причины – не всегда верная подготовка спортсменов и неправильная работа самой федерации. Многие тренеры работают только с помощью экстенсивных методов, то есть прокачивают множество людей, чтобы найти самородок, который после соответствующей обработки будет выдавать высокий результат. Такой метод оправдывал себя в советское время, когда массовость занимающихся спортом была выше, чем сейчас. Сегодня речь идет о точечной работе с упором на качество.
– На Олимпиаде в Пекине вы тренировали борца из Таджикистана Расула Бокиева, который выиграл бронзовую медаль. Почему в российской сборной вам как тренеру не нашлось места?
– Все упирается в понятие, которое я называю «нашизм». Сегодня, к сожалению, во многих сферах он широко распространен, в том числе и в спорте. Когда профессиональные качества и опыт человека отодвигаются на задний план, а во главу угла ставится преданность по клановому, или стайному, признаку: ты либо наш, либо – нет. И до тех пор, пока у руля сборной будут находиться люди, которые руководят ею сегодня, меня в нее не пригласят. По теории «нашизма», для них я – чужак. А олимпийские медали их, видимо, не очень беспокоят…
Беседовал Борис ОРЕХОВ