Александр УСТИНОВ: «Боксом я стал заниматься по совету братьев Кличко»
Бывший российский омоновец сегодня завоевывает громкие титулы, выступая за Беларусь История Александра Устинова по-своему уникальна. Уроженец Алтайского края, он переехал в Беларусь, когда о нем вообще мало кто знал. Молодой человек если чем-то и выделялся, то исключительно своими габаритами – при росте 2 метра весил 130 килограммов. Каких-то спортивных достижений у него тогда не было. А о бойцовском характере говорили лишь боевые награды – медаль «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и ордена Мужества, заслуженные в Чечне.
История Александра Устинова по-своему уникальна. Уроженец Алтайского края, он переехал в Беларусь, когда о нем вообще мало кто знал. Молодой человек если чем-то и выделялся, то исключительно своими габаритами – при росте 2 метра весил 130 килограммов. Каких-то спортивных достижений у него тогда не было. А о бойцовском характере говорили лишь боевые награды – медаль «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и ордена Мужества, заслуженные в Чечне. В Минск Александра пригласил известный тренер Владимир Задиран, пообещав ни много ни мало сделать из сибиряка чемпиона. Смелое заявление, учитывая, что Устинов никогда не занимался боевыми искусствами профессионально. Однако тренер с выбором ученика не ошибся. Благодаря природным данным и упорству Александр весьма быстро освоил навыки кикбоксинга и таиландского бокса. Уже через год после начала тренировок он стал чемпионом Европы по муай-тай. Затем попробовал свои силы в К-1, и тоже весьма успешно – выиграл несколько международных турниров.
Выходил он на ринг и в качестве боксера. Причем на талантливого парня сразу обратили внимание братья Кличко, предложившие алтайскому тяжеловесу сконцентрироваться исключительно на боксе. Тот согласился и, кажется, пока не прогадал. В качестве боксера Устинов провел 14 профессиональных боев и во всех победил, причем в 12 поединках – нокаутом. Недавно он стал чемпионом Европы. А его болельщики и покровители уверены, что и мировой пояс от него никуда не денется.
– Александр, вы стали осваивать боевые искусства только в 25 лет. Почему так поздно?
– Потому что только тогда я встретил тренера Владимира Задирана, который поверил в меня и предложил всерьез заняться спортом. Признаюсь, долго сомневался, стоит ли ради этого бросать работу (я служил тогда в Новосибирском ОМОНе) и родной город. Но в конце концов решил, что стоит.
– Авторитет Владимира Задирана, владевшего титулом чемпиона мира по кикбоксингу, в Беларуси бесспорен. Но как он отыскал вас в далеком Новосибирске?
– Владимир Павлович руководил в этом городе клубом боевых искусств, причем весьма успешно. Через полтора года после его приезда ребята стали занимать призовые места на чемпионате России. Там мы с ним и познакомились.
– Человека с такими габаритами, как у вас, трудно не заметить. Полагаю, что вас вряд ли кто-нибудь решался обидеть даже в детстве?
– Почему же, в школе мне, как и всем, порой доставалось от старшеклассников, пускай они и были ниже ростом. Ведь у детей разница в два года имеет большое значение. К тому же на момент окончания школы я был не таким уж высоким – всего 183 сантиметра. А вот через полтора года, когда пришел в военкомат, то вымахал уже до 198 сантиметров.
– То есть в армии вам полагалась двойная порция?
– В принципе да. Но за первые две армейские недели я похудел со 104 до 93 килограммов.
– От дедовщины страдали?
– Мне кажется, о дедовщине рассказывают чересчур много страшилок. Армейский коллектив мало чем отличается от гражданского. Только в армии ничего невозможно утаить. Если воруешь, ведешь себя не так, как подобает мужчине, то тебе, конечно, будет доставаться. А за просто так никого там не бьют и не унижают. К тому же в армии хорошо поставлен воспитательный процесс в целом: один кто-то напортачил – страдают все. А уже потом, без лишних глаз, коллектив сам разбирается с виновником.
– Вы почему-то нечасто рассказываете о своей службе в Чечне.
– Не люблю об этом говорить.
– Однако служить на Кавказ вы поехали добровольно?
– Когда поступал в ОМОН, меня предупредили, что возможны командировки в места боевых действий. И пришло время, когда наш взвод в полном составе отправился в Чечню. Никто не отказался, потому что ребята друг за друга готовы были костьми лечь.
– Чем запомнилась Чечня, кроме войны?
– Земля там очень плодородная. Кажется, палку воткни – и обязательно вырастет или слива, или абрикос. Таких потрясающих садов, как в Чечне, нигде больше не видел. Очень благодатная земля!
– Вы перепробовали разные единоборства: К-1, муай-тай, бокс. А что нравится больше?
– Сразу так и не скажешь. Взять, например, бокс. С одной стороны, он сложнее – бьешь противника только руками, к тому же площадь «обстрела» небольшая. С другой стороны, и самому защищаться легче. Поэтому, когда Виталий Кличко посоветовал мне сконцентрироваться на боксе, я был не против. Но в принципе все единоборства похожи – на ринге надо быстрее, чем в других видах спорта, работать головой.
– С Кличко-старшим часто общаетесь?
– Иногда созваниваемся. Виталий готовится к очередному поединку, у него много дел.
– Выходя на ринг против титулованных спортсменов, не испытываете дрожи в коленках?
– Знаете, послужной список на ринге ничего не значит. Дерутся-то не регалии, а сам спортсмен. Помню свои ощущения накануне первого профессионального боя по кикбоксингу. Приехав в Москву, узнал, что моим предстоящим противником будет Андрей Кирсанов – двукратный чемпион мира и Европы. Сердце от волнения едва не выпрыгивало из груди. Тогда тренер, видя мое состояние, просто сказал мне, что Кирсанов – это такой же человек, пусть и с титулами, с которым можно не только драться, но и побеждать. Я успокоился и в итоге выиграл у Андрея нокаутом.
– Виталий Кличко как-то сказал, что за вами будущее бокса. Как вы относитесь к такому пророчеству?
– Нормально. Я не скрываю, что, конечно, хочу стать чемпионом мира. Иначе зачем тогда вообще выходить на ринг?
– Вы сказали, что хотели бы помериться силами с самим Николаем Валуевым, хотя многие откровенно боятся выходить на ринг против этого гиганта.
– Валуев по сравнению с некоторыми, может быть, и большой, но я ведь тоже не маленький. Тем более четыре месяца назад дрался в Берлине с Джеймсом Лонгом. Его рост – 216 сантиметров, вес – 140 килограммов. То есть по физическим данным он даже превосходит Валуева. Однако бой закончился уже в первом раунде моим нокаутом.
– Вас, наверное, трудно прокормить?
– Нет, совсем нетрудно, потому что я кормлю себя сам, так как живу пока один. Любимое блюдо – тушеная картошка. Кладешь туда грудинку с ребрышками, лучок, морковку. Честно говоря, никогда не ставил рекордов в еде. Курицу в один присест вряд ли съем.
– Считается, что большому человеку трудно найти девушку.
– Дело не в этом. Просто на девушек нет времени. К тому же у многих из них, как правило, своеобразная ассоциация: мол, если большой – значит бандит. Причем так думают не только девушки, но и милиционеры: когда, например, бываю в Москве, то меня на улице то и дело останавливают патрули, просят показать документы.
– Кстати, часто вам приходилось драться на улице?
– Стараюсь вообще этого не делать. Последний раз дрался семь лет назад в Бийске на Алтае. Два хулигана приставали к девушке, я заступился. Тогда один из них кинулся на меня с ножом. Хотел ударить по шее, но я подставил руку. Он перерезал мне сухожилие. И это накануне боя за титул чемпиона Европы! Я их долго потом бил. И, по-моему, совершенно за дело…
Олег ГОРУНОВИЧ