Драка с песнями и плясками
В России все более популярной становится бразильская разновидность единоборств – капоэйра Все те, кто внимательно читал и перечитывал произведения выдающихся мастеров пера Жоржи Амаду, Жозе Линса де Регу или Гросилиано Рамоса, вероятно, обратили внимание, что в колоритных описаниях повседневного быта бразильских селений часто встречается упоминание о капоэйре, что-то вроде местного карате.
Все те, кто внимательно читал и перечитывал произведения выдающихся мастеров пера Жоржи Амаду, Жозе Линса де Регу или Гросилиано Рамоса, вероятно, обратили внимание, что в колоритных описаниях повседневного быта бразильских селений часто встречается упоминание о капоэйре, что-то вроде местного карате. Корни капоэйры восходят к колониальному периоду в истории Южной Америки, когда от западного побережья Африки через Атлантический океан целыми эскадрами шли корабли с живым «товаром». Именно африканские подневольные «гастарбайтеры» привезли с собой в Бразилию не только экзотические обычаи, но и свою систему физического совершенствования человека. Она включала в себя комплексы упражнений по развитию силы, ловкости и выносливости, из которых со временем и возникла воспетая литераторами капоэйра.
Здесь действительно есть где разгуляться перу. Внешне поединки капоэйристов смотрятся очень эффектно: серии резких и быстрых ударов руками, ногами и головой, высокие прыжки с неожиданными переворотами в воздухе.
В начале каждой схватки соперники проделывают своеобразную разведку перед боем. На языке капоэйристов этот ритуал называется «джигой»: то плавные и размашистые, то короткие и резкие движения спортсменов напоминают одновременно и мистические действа африканских шаманов, и передвижения боксеров на ринге. Внезапно следует виртуозный каскад акробатических прыжков, сопровождаемых комбинацией приемов, – и один из противников оказывается повержен на землю.
Если сравнивать бразильскую борьбу с восточными видами единоборств, то ее можно отнести к так называемому стилю петуха. Именно так, кстати, и переводится слово «капоэйра». Да и сами поединки атлетов действительно чем-то похожи на петушиные бои. А еще на ритуальные танцы африканских племен. И это отнюдь не простая случайность. Согласно одной из легенд, посвященных возникновению капоэйры, движениями, похожими на танец, рабы маскировали свое секретное оружие от надсмотрщиков.
В наши дни бразильское боевое искусство стремительно набирает популярность во многих странах мира, в том числе и в России. В 1999 году была создана национальная федерация капоэйры. А недавно в Москве прошел красочный фестиваль, посвященный 10-летию этого направления в нашей стране. Среди участников поединков оказалось немало представительниц слабого пола. Помимо красоты и пластики карате по-бразильски привлекает девушек своей чисто практической стороной.
– Капоэйрой я заболела сразу, едва увидела своими глазами поединок двух бойцов. Это было так красиво, что я тут же записалась в секцию, – признается обладательница зеленого пояса Вероника Молоткина. – На занятиях мне помогает хорошая растяжка и занятия в прошлом гимнастикой. Капоэйра придает мне уверенность. Не страшно ходить вечером по темным улицам. Можно ловко увернуться или удар нанести, если вдруг нападут.
Вместе с тем капоэйра, пожалуй, самое безопасное и миролюбивое из единоборств. Поединки спортсменов проходят без прямого контакта. Поэтому здесь не увидишь привычной в других боевых дисциплинах крови. Зато много виртуозных движений и акробатических трюков, глядя на которые захватывает дух…
Борис ОРЕХОВ