На крутых поворотах
Команда «КамАЗ-Мастер» победила в легендарном ралли «Дакар» восьмой раз подряд Российские экипажи тяжелых грузовиков, по итогам двухнедельной гонки, заняли сразу первое, второе и четвертое места, а это было непросто: из привычной Африки автомарафон переехал в Южную Америку, и его маршрут на сей раз проходил через пустыни и горы Аргентины и Чили.
Российские экипажи тяжелых грузовиков, по итогам двухнедельной гонки, заняли сразу первое, второе и четвертое места, а это было непросто: из привычной Африки автомарафон переехал в Южную Америку, и его маршрут на сей раз проходил через пустыни и горы Аргентины и Чили. Триумфаторы «Дакар-2009», вернувшись в Россию, дали в Москве полуторачасовую подробную и откровенную пресс-конференцию, на которой побывал корреспондент «СВ». Руководитель команды Семен Якубов искренне радовался очередному убедительному успеху: завоевать три приза из первых пяти – шутка ли! А пилот Владимир Чагин, в свою очередь, честно признался, что любой честолюбивый спортсмен от занятого второго места всегда немного расстраивается, но тут же, правда, добавил, что в «КамАЗе» коллективное всегда берет верх над личным, поэтому «все сложилось в итоге как нельзя лучше…».
– Мы в экипаже с Сергеем Савостиным уже пять раз выигрывали «Дакар». Конечно, хотели победить и сейчас. Если бы мы пропустили на первое место кого-нибудь из зарубежных конкурентов, команда нам бы этого не простила. Но мы уступили своим же ребятам – экипажу Фирдауса Кабирова. Поэтому второе место нас нисколько не расстроило. Ведь победил-то все равно «КамАЗ».
Почти во всех вопросах журналистов рефреном звучала мысль: в чем разница, чем лучше или хуже Южная Америка по сравнению с почти родной для гонщиков Африкой, по территории которой легендарное ралли проводилось в течение нескольких десятилетий подряд?
Отвечая на этот вопрос, Семен Якубов признал, что в Африке все же просторнее, чем в Аргентине и Чили, зато в Южной Америке сама по себе внутренняя ситуация намного спокойнее, что уже огромный плюс:
– И то, что там, за океаном, на горизонте не маячили ребята с автоматами Калашникова или на джипах с крупнокалиберными пулеметами, как в Африке, нас нисколько не расстроило, скорее наоборот. Когда в Африке на каком-нибудь совершенно безлюдном участке трассы в сотне километров от ближайшего поселка вдруг, словно ниоткуда, появлялась группа вооруженных людей, то ты невольно весь напрягался: черт его знает, что у этих ребят на уме, еще возьмут сейчас и влепят очередь тебе вдогонку… В Южной Америке такого не было и в помине. Да и сама обстановка вокруг ралли там была потрясающая. Не поверите, но в Буэнос-Айресе на старт первого этапа на улицу вышли полмиллиона человек! И такое же восторженно-теплое отношение царило на протяжении всего маршрута. Люди, невзирая на солнце, на пыль от автомобилей, стояли на трассе с утра до поздней ночи. Такое впечатление, что все население Аргентины и Чили в те дни жило только «Дакаром». А что еще нужно гонщикам? Чтобы похлопали, восхитились их мужеством. Кстати, можем похвастаться: у нас там ничего не украли! Хотя в Африке такое случалось. Вот вам, кстати, еще один нюанс на тему отличий.
В то же время победитель «Дакара-2009» Фирдаус Кабиров признался, что испытывал небольшую чисто профессиональную ностальгию по африканским просторам:
– В Африке есть где развернуться. Здесь же мы были немного как бы зажаты: где-то частными владениями, подступавшими вплотную к трассе. И тебе приходилось ювелирно лавировать между заборчиками, чтобы, не дай Бог, не зацепить какой-нибудь из них. А были участки, особенно в горах, где маршрут проходил по очень узким, почти «козьим» тропам. Мотоциклам и «легковушкам» было проще, а грузовики на таких участках еле-еле вписывались в ленточку-дорогу: с одной стороны нависает гигантская скала, а с другой – бездонная пропасть. В такие моменты нужна предельная концентрация, машина идет, словно канатоходец по проволоке, одно неверное движение – и может случиться непоправимое. К счастью, все обошлось. В целом, говоря о впечатлениях, если бы до этого мы не гоняли в Африке, то, наверное, в Южной Америке нам понравилось бы еще больше.
Многие эксперты также считают, что смена африканских саванн на латиноамериканский пейзаж пойдет «Дакару» только на пользу. Тем более что, скорее всего, и в будущем году гонка снова стартует в Латинской Америке.
– Изменение географии – это неплохо, – согласен Семен Якубов. – Главное – выбор маршрута, а тут уже большую роль играют решения организаторов, которые после разведки местности намечают карту будущего трафика. В Южной Америке (впрочем, как и во все предыдущие годы) «легенды» вручались пилотам за несколько часов до старта. А дальше начиналась автомобильная «рулетка»: экипажи ехали по полной опасностей местности, которую они никогда прежде не видели. Порою сложность трасс была настолько запредельной, что организаторам приходилось менять маршрут, что называется, на ходу, исключив ряд участков, оказавшихся не по зубам для техники.
Значительная часть «Дакара-2009» проходила по высокогорью. О «прелестях» езды под облаками рассказал Владимир Чагин:
– Было очень тяжело. Честно говоря, мы впервые столкнулись с такими условиями. Максимальная высота, которую пришлось преодолевать, достигала 4800 метров. Даже для тренированного организма столь экстремальный подъем – нелегкое испытание. Забираясь на такую верхотуру, ты сразу начинаешь ощущать резкий недостаток кислорода. Появляется одышка. По всему телу разливается неприятная вялость, мышцы становятся будто ватные. Появляется головная боль и что-то похожее на галлюцинации, когда в глазах начинают плясать ярко-красные круги. Такие моменты были, наверное, самыми трудными.
Еще во время гонки в нескольких изданиях появились сообщения о некоей командной тактике «камазовцев», которую они якобы выработали еще до старта ралли. Согласно этой схеме, утверждали репортеры, ссылаясь на анонимные источники, главная ставка якобы изначально делалась на экипаж Кабирова. А Чагину отводилась роль своеобразного «зайца», чья задача – всеми силами изматывать иностранных конкурентов и по возможности мешать им достать уже «назначенного» лидера. Услышав вопрос на эту тему, руководитель команды Семен Якубов едва ли не расхохотался и назвал измышления о заранее написанном сценарии полной чушью:
– Никаких указаний ребятам, кому из них какое место занимать, мы, разумеется, не давали. Это полная ерунда. Они ехали в соответствии со своими возможностями, и так было до самого последнего дня. Учитывая, что мастерство пилотов на одном уровне, три экипажа – два наших и Жерар де Рой – ехали практически одинаково. Но у де Роя возникли проблемы, например, когда он и Чагин заблудились и свернули не туда. Но штурман Чагина Сережа Савостин вовремя сориентировался, и они выбрались из ситуации практически без потерь, в отличие от де Роя. А вообще я рад, что наши гонщики понимали: главная задача – это победа команды. И соревнуясь между собой, они сами выявили сильнейшего.
Успех в автомобильных гонках определяется не только мастерством пилотов, но и качеством техники. «КамАЗы» оказались, как всегда, на высоте. Накануне ралли инженеры команды внесли в конструкцию грузовиков определенные технические новшества – в частности, уникальное устройство рессор и амортизаторов.
– Все эти ноу-хау, хочу подчеркнуть – чисто российские, себя полностью оправдали, – отметил Семен Якубов. – Они позволили увеличить скорость и улучшить плавность хода. К тому же возросла надежность узлов.
В будущем же изменения коснутся, видимо, уже двигателя. По оценкам экспертов, двигатель – это единственное, в чем «КамАЗ» уступает своим западным конкурентам. Он хоть и надежный, но в то же время очень тяжелый. Соперники давно используют движки на электронике, тогда как в камазовском «сердце» нет ни единого проводка. Да и топлива он потребляет больше. Тем не менее даже такой тяжелый и прожорливый движок не помешал нашим спортсменам уже в восьмой раз подряд оставить конкурентов на трассе «Дакара» далеко позади. Как говорится, завидуйте и догоняйте, господа! Если сможете…
Борис ОРЕХОВ