В лабиринтах клетчатой доски
О чем говорят итоги последней Всемирной шахматной олимпиады Очередная, 38-я по счету Всемирная шахматная Олимпиада, в которой участвовали мужские и женские сборные Беларуси и России, недавно завершилась в Германии. Поделиться своими впечатлениями о турнире корреспондент «СВ» Иосиф КАЛЮТА попросил капитанов белорусских команд – международных гроссмейстеров Андрея КОВАЛЕВА и Виктора КУПРЕЙЧИКА.
Очередная, 38-я по счету Всемирная шахматная Олимпиада, в которой участвовали мужские и женские сборные Беларуси и России, недавно завершилась в Германии. Поделиться своими впечатлениями о турнире корреспондент «СВ» Иосиф КАЛЮТА попросил капитанов белорусских команд – международных гроссмейстеров Андрея КОВАЛЕВА и Виктора КУПРЕЙЧИКА. – В чем состоит роль капитана женской сборной?
– Определять состав на игру, угадать, если это возможно, с выбором дебюта. Потом – переживать. Вот, собственно, и все…
– А «разбор полетов»?
– Конечно. Иногда во время таких разборов не обходилось и без крепких выражений – они ведь стимулируют не меньше, чем слова добрые, которые, как известно, и кошке приятны. Не обходилось, понятно, и без слез. Хотя у шахматисток разные личные рейтинги, но в команде они все равны и все должны работать на решение главной задачи – одержать победу, в крайнем случае свести к ничьей. Ведь по новым правилам, на Олимпиаде в Дрездене за победу присуждали два командных очка, а за ничью – одно. Так что настрой на победу – фактор решающий, тем более что играть в шахматы стало труднее. В любой сборной из выступавших 111 спортсменов есть не только лидер, но еще две- три сильные шахматистки. И стоит чуть-чуть расслабиться, недооценить соперницу – жди неприятного сюрприза…
– Так и случилось в первых двух турах…
– Да. Сыграли вничью с командой Австралии и проиграли Монголии. Пришлось наверстывать упущенное. А в последних четырех турах девчата и вовсе превзошли сами себя: «положили» в копилку 7 командных очков из 8! Порадовала лидер сборной Анна Шаревич – 7,5 очка в 10 поединках, не отставала от нее и Надежда Азарова – 7 из 9. У Татьяны Берлин, Натальи Поповой и дебютантки Елены Климец показатели скромнее…
Если применить шахматный термин, можно сказать, что белоруски сделали рокировку в сторону элиты – попали в «десятку», в то время как на Олимпиаде в Турине-2006 заняли только 21-е место. Правда, парадокс в том, что, на мой взгляд, наши девушки в Турине сыграли лучше, чем в Дрездене.
– Как так?
– Объясню. В Турине соперницы у белорусок объективно были сильнее, на сей раз жребий оказался для них более милостивым – сборные Гватемалы, Филиппин, Таджикистана, Казахстана… Сыграй девчата собраннее – могли бы в итоге произвести сенсацию.
– Для вас, Виктор, поездка на Всемирную олимпиаду в Дрездене – это как бы возвращение в студенческие годы…
– Да, сорок лет назад мне довелось играть в Дрездене в составе сборной команды СССР на студенческой олимпиаде, и мы стали чемпионами. А теперь вот дебютировал в новой для себя роли – капитана мужской команды Беларуси, за которую выступали международные гроссмейстеры Сергей Азаров, Алексей Александров, Алексей Федоров и братья Андрей и Сергей Жигалко.
– И на какие места команда нацеливалась?
– Попасть в тридцатку, а еще лучше – в двадцатку сильнейших. Если повезет.
– Повезло?
– Фортуна – дама капризная. Но рассчитывали все же не на удачу, а только на самих себя. Стартовали удачно – с победы над сборной Колумбии со счетом 3:1. А уже во втором туре жребий «удружил» нам одного из фаворитов – команду Китая. Уступили… Затем выступали с переменным успехом и за день до окончания Олимпиады пристроились на 15-м месте. Все бы, казалось, хорошо, но по воле жребия в заключительном туре нам достался соперник очень грозный – квартет из Венгрии, в котором роль «первой скрипки» исполнял супергроссмейстер Петер Леко. А ему противостоял наш дебютант Сережа Жигалко.
– И что же?
– Дуэль Петера Леко, занимающего пятую позицию в мировом рейтинге, и 19-летнего дебютанта Сергея держала в напряжении и всю нашу дружину, и всю команду Венгрии, и всех организаторов и судей Олимпиады.
Дело в том, что все партии последнего тура уже были сыграны, а Леко и Жигалко все еще сидели за шахматным столиком. Сережа в поисках ничьей сражался до «последнего патрона», то есть до последней пешки, но более опытный гроссмейстер в конце концов взял верх. Это была самая продолжительная партия Олимпиады – соперники сделали больше 130 (!) ходов. Петер Леко победил, набрав в итоге 7,5 очка в 10 поединках. Это – лучший показатель среди ведущих гроссмейстеров мира, игравших на первой доске. А наша сборная, проиграв венграм, откатилась на 18-е место.
– Удовлетворены ли вы этим итоговым местом?
– И да, и нет… Если сравнивать с 36-м местом, которое белорусская команда заняла на прошлой Олимпиаде в Турине, сделано 18 шагов вперед. Нельзя сбрасывать со счетов, что в настоящее время шахматы «гуляют по всему белу свету» и на Всемирной олимпиаде в Дрездене за почетные кубки, медали и высокие места в табели о рангах боролись 146 команд мужских и 111 – женских. Это – рекорд.
– В составе сборной играли опытные шахматисты и молодые…
– Да. Несколько не заладилась игра у Сергея Азарова. Но его неудачи придали задора и мотивации более опытным гроссмейстерам – Алексею Александрову и Алексею Федорову. Скажем, Александров набрал 7 очков в 9 поединках, а Федоров – 7,5 из 10. Не затерялись в компании грозных соперников Андрей Жигалко и его брат Сергей. И нам здорово помогал этот боевой настрой на борьбу с любым соперником. Без этого нет команды. Провальное выступление звездного коллектива России – тому подтверждение. За команду выступали ведущие гроссмейстеры во главе с экс-чемпионом планеты Владимиром Крамником, а в итоге – лишь пятое место. Все шахматисты у россиян экстра-класса, а вот единый боевой коллектив почему-то не сложился. И пример другого толка – сборная Армении, в которой состав не самый звездный, зато дух – на зависть. Даже президент этой страны Серж Саргсян специально прилетел в Дрезден, чтобы поддержать своих земляков, а получилось, что попал с «корабля на бал» – армянские шахматисты стали чемпионами Олимпиады!
– А каково общее впечатление о прошедшей Всемирной олимпиаде?
– В составах порядка двух десятков команд, в том числе и в белорусской, играли воспитанники советской шахматной школы. Например, за сборные Израиля, США, Германии, Испании и вовсе играли, как пел Владимир Высоцкий, «на четверть бывший наш народ». И еще. Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов, говоря о тесном сотрудничестве федерации с национальными олимпийскими комитетами, среди других назвал и НОК Беларуси. Такая оценка не может не радовать. Международные шахматные турниры – мероприятия очень дорогостоящие. Поездки и участие в таких соревнованиях были бы нереальны без моральной и финансовой поддержки. А такую поддержку сборные команды Беларуси – мужская и женская – со стороны Президентского спортивного клуба ощущают постоянно.