Академия юных талантов
Она нужна Беларуси, убежден заслуженный тренер республики Валерий Польшаков Школу хоккейного клуба «Юность» можно назвать фабрикой звезд белорусского хоккея. Среди воспитанников «Юности» – лучший бомбардир в истории белорусской ледовой дружины Андрей Скабелка, главный «обидчик» шведов на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Владимир Копать, капитан сборной Олег Антоненко, самый опытный белорус в НХЛ Руслан Салей, чемпион мира в составе сборной России Сергей Федоров и другие. Недавно клуб стал организатором самого представительного в истории Беларуси турнира для 13-летних хоккеистов. Своими впечатлениями с корреспондентом «СВ» поделился заслуженный тренер Беларуси Валерий Польшаков.
Школу хоккейного клуба «Юность» можно назвать фабрикой звезд белорусского хоккея. Среди воспитанников «Юности» – лучший бомбардир в истории белорусской ледовой дружины Андрей Скабелка, главный «обидчик» шведов на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Владимир Копать, капитан сборной Олег Антоненко, самый опытный белорус в НХЛ Руслан Салей, чемпион мира в составе сборной России Сергей Федоров и другие. Недавно клуб стал организатором самого представительного в истории Беларуси турнира для 13-летних хоккеистов. Своими впечатлениями с корреспондентом «СВ» поделился заслуженный тренер Беларуси Валерий Польшаков. – Если победа ребят из казанского «Ак Барса» на этом турнире никого не удивила, то второе место «Металлургса» из Латвии для многих стало сюрпризом. Получается, что латыши обошли белорусов на детском уровне? Ведь «Юность» стала в итоге только четвертой…
– У победы «Ак Барса» есть один существенный нюанс: за него выступают 22 хоккеиста, из них только один – коренной казанец. У клуба солидные финансовые возможности, поэтому он может приглашать лучших молодых игроков со всей страны. Благо в России уже давно сложился рынок юных хоккеистов. За 13-летнего талантливого паренька надо выложить от 12 до 25 тысяч долларов. Но Казань приглашает ребят не на пустое место. Для них там создана Академия хоккея. Пока юные игроки занимаются спортом, клуб обеспечивает им проживание, питание, восстановление и все прочее. Делается это при активной поддержке государства. Аналогичные центры подготовки созданы в Ярославле, Череповце и в других российских городах. По такой же схеме развивается детский хоккей и в Латвии. В «Металлургсе» из Лиепаи, представлявшем страну на минском турнире, собраны самые перспективные латвийские хоккеисты. И они тоже находятся на полном государственном обеспечении.
– А как обстоят дела в Беларуси?
– Я только обозначил опыт, который нам не мешало бы перенять. Никто не может упрекнуть руководство Беларуси в безразличном отношении к хоккею. Дети занимаются в хоккейных школах абсолютно бесплатно. А ведь аренда льда, раздевалок, покупка инвентаря, экипировки – все это стоит недешево.
– Но ведь минская «Юность» в советское время сама была хоккейной академией, куда приглашали лучших ребят со всей страны…
– Раньше у нас был интернат, где мы могли размещать ребят. Сегодня его, к сожалению, нет. Да, существует Республиканское училище олимпийского резерва, студенты которого обеспечиваются жильем и питанием. Но хоккеистов, хоть хоккей и является олимпийским видом, в это училище почему-то не принимают.
По регламенту белорусского хоккейного первенства, каждый клуб должен иметь школу, в которой занимаются ребята минимум шести возрастов. Теперь только в Минске три такие школы. Получается, что мы конкурируем между собой, а талантливые ребята разбросаны по разным командам. В то же время практика наших соседей, напротив, показывает, что лучше, когда они собраны вместе.
– Чем отличается Академия хоккея от обычной школы?
– В хоккейные школы детей набирают, а в академию – отбирают. Чувствуете разницу? Массовость безусловно необходима спорту, однако у талантливых ребят должна быть возможность развиваться дальше. В первую очередь для этого необходима инфраструктура – лед, интернат, питание, восстановительный центр. Без этого не стоит даже браться за создание академии. А еще нужны соответствующие тренерские кадры. И здесь я ставлю знак вопроса.
– А что, есть трудности?
– Ежегодно кафедра футбола и хоккея Белорусского университета физкультуры и спорта выпускает 10-12 тренеров. Я приехал в Беларусь около тридцати лет назад. Получается, за это время должно быть подготовлено минимум триста квалифицированных специалистов. Ну и где они? Возникают трудности с подбором тренеров даже для команд мастеров.
– В связи с гибелью Алексея Черепанова не могли бы вы рассказать, как ведется медицинский контроль за здоровьем юных хоккеистов?
– Могу говорить только за «Юность». Два раза в год – перед началом сезона и после его окончания – все ребята проходят углубленный медицинский осмотр в спортивном диспансере. Также в клубе есть врач, закрепленный за детскими командами.
– Сколько хоккейных академий нужно Беларуси?
– Одна точно должна быть в Минске. Все условия для создания академии есть и в Гомеле.
– В Беларуси регулярно открываются новые ледовые арены. Как скоро это принесет стране отдачу в виде талантливых молодых хоккеистов?
– В Беларуси нет еще и пятнадцати катков, а возьмите, для примера, Швейцарию. Там хоккей развивают с 1981 года, и сегодня в стране около двухсот катков и три хоккейные академии для детишек. Не случайно швейцарская сборная в последние годы составляет серьезную конкуренцию для команд «большой семерки». Или посмотрите на Татарстан, в котором построено 37 катков. Так что на фоне этих цифр «льда» в Беларуси по-прежнему не хватает. Тем не менее талантливые ребята в стране регулярно появляются и проблем с комплектованием детских команд у нас не возникает. К примеру, только в «Юности» занимается около четырехсот ребят в возрасте от 6 до 17 лет. И за ними, уверен, будущее нашего хоккея.
Олег ГОРУНОВИЧ