Приехал, вышел, победил
Такое в спорте иногда случается. Никому толком не известный атлет выскакивает как чертик из табакерки и, сокрушая именитых соперников, взлетает сразу на высшую ступень медального пьедестала
«МАЛЬЧИК - ГИГАНТ»
Как раз аналогичная история, похожая больше на сказку, произошла недавно на чемпионате Европы по фигурному катанию в Таллине. Марк Кондратюк отработал там практически в стиле Юлия Цезаря - приехал, вышел, победил. Впервые выступая на турнире такого высокого ранга, не стушевался и взял сразу «золото». «Мальчик - гигант!» - коротко, но метко высказалась о его выступлении знаменитая Наталья Бестемьянова. На таллинском льду Марк выдал убойную произвольную программу. Под мелодию из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». И откатал - божественно.
Сидя у телевизора, невольно поймал себя на мысли, что смотрю больше не на его ноги, что было бы естественно, а на руки - совершенно говорящие, как у великой балерины Майи Плисецкой. Сравнение, возможно, кому-то покажется слишком напыщенным, на самом деле в нем нет ни грамма дилетантского пафоса. Марк на глазах делал то, о чем многие фигуристы, уверен, мечтают, - стирал грань между спортом и искусством.
После его вдохновенного проката выступления остальных ребят, пусть и набитые под завязку навороченными техническим элементами, смотрелись как-то уж пресно. В них не было той самой божественной искры, которую зажег Марк. Или она его зажгла. Технически он также был безупречен. Сложнейшие элементы исполнил без единой помарки, сотворив в итоге настоящий ледовый шедевр, который зрители в зале оценили овацией. А судьи - высшими оценками и золотой чемпионской медалью.
А ведь он вынырнул, действительно, словно ниоткуда. Перед началом нынешнего сезона его имя знали разве что самые продвинутые знатоки фигурного катания. В активе Марка были две победы на юниорских турнирах, и в общем-то все. Но теперь его словно прорвало, в хорошем смысле. Сначала победа в чемпионате России. Теперь - оглушительный триумф на европейском первенстве.
ЖИВОПИСНОЕ ХУЛИГАНСТВО
Но откуда же он такой взялся? Все дело в том, что с тринадцати лет Марк страдал от болезни Шляттера, догоняющей обычно как раз молодых людей. То есть - разрушение костной ткани на этапе развития скелета. Колени от нагрузок болят адски. Кто-то с таким диагнозом сразу завязывает со спортом. Марк пропустил два сезона.
- Вернуться в спорт меня заставила любовь к фигурному катанию, - скажет он позже.
Любовь и вера. Вера в своего ученика его тренера Светланы Соколовской. Именно она убедила Марка не вешать коньки на гвоздь. И не случайно в первом интервью после триумфа в Европе Марк благодарил за свой успех именно Соколовскую.
Впрочем, во время вынужденной паузы наш герой время зря не терял. В детстве он мечтал ни много ни мало взять Нобелевку по литературе. Но потом понял, что проза - это скучновато, и переключился на поэзию. Даже выпустил сборник стихов под заковыристым названием «Утрамбованные звезды в папиросной бумаге». Как вам, например, такой столбец:
«Порхая собакой по небу-норе,
Открыл для себя откровение чувств.
Веслом сплавляясь вниз по реке,
Я самый невинный наследник искусств».
На льду он - одиночник, зато в творчестве настоящий многостаночник. С кистью и красками тоже на «ты». Живописью, по его словам, заболел, попав однажды в Лондоне в Музей современного искусства. Ходил по залам с открытым ртом. Вернувшись домой, решил сам попробовать. Начинал с живописного хулиганства - рисовал граффити на заборах, в подъездах и лифтах. Позже взялся за холст. Что чувствует, то и пишет. Многим нравится. Провел в Москве две персональные выставки. Лучшую свою работу даже продал за пятьсот долларов.
А еще он учится в РЭУ, знаменитой «Плешке» на факультете гостиничной и спортивной индустрии. Экзамены сдает.
Но главный фигурный экзамен у него впереди - Олимпиада в Пекине. В мужском одиночном катании Россия не брала на Играх медали с 2010 года. Будем реалистами, блестящий результат Марка на Европе - еще не твердая заявка на олимпийскую награду, но уже реальный шанс за нее побороться.
Слово эксперту
Алексей Ягудин, олимпийский чемпион:
- Это был тот редкий случай, когда хотелось кричать «браво» и «ура», после того как Марк откатал свою произвольную программу на Чемпионате Европы. У него получилось абсолютно все. Он ворвался в элиту фигурного катания. Не согласен, что он вдруг появился, словно ниоткуда. Тут дело в другом. Раньше он держался как бы в тени, наверное, потому, что не ставил перед собой большой цели. Но как только она у него появилась, а именно - попасть на Олимпийские игры, - он сделал все, чтобы ее добиться. Продолжение зависит только от него самого.
БЫСТРЕЕ СОБСТВЕННОЙ ТЕНИ
Историю про Золушку все мы помним с детства. В спорте такие сказки происходят наяву.
Самая невероятная из них в ХХI веке случилась, пожалуй, на Летней Олимпиаде 2004 года в Афинах. Белорусская бегунья Юлия Нестеренко сенсационно выиграла золотую медаль на королевской стометровке.
Ее тогдашний триумф потряс всю планету. Даже в советское время эта дистанция никогда не считалась «нашей». Единственное «золото» выиграла Людмила Кондратьева на Олимпиаде в Москве в 1980 году. А так на спринтерской дорожке практически безраздельно властвовали американки.
В Афинах они также считали, что главная медаль у них в кармане. Но они еще не знали, кто такая Нестеренко!
Сказать по совести, ее вообще до тех Игр мало кто знал. Второе место в эстафете и шестое на стометровке на молодежном чемпионате Европы в Амстердаме в 2001 году - вот, собственно, и весь более-менее приметный международный багаж, с которым она подошла к тому олимпийскому сезону.
На Играх она творила что-то невероятное. Выиграв поочередно все предварительные старты, пробилась в финал с лучшим временем. Соперницами в решающем забеге оказались сплошь мировые звезды того времени: Вероника Кэмпбелл и Шерон Симпсон с Ямайки, американки Лорен Уильямс и Латаша Колендер. Но против молниеносной белоруски шансов у них не было никаких. Проиграв вдребезги старт, Нестеренко разогналась и уже в финишном створе опередила Уильямс всего на три сотых секунды. Та победа бегуньи из Бреста остается, пожалуй, главной олимпийской сенсацией нашего столетия.