Ихтиандры
Погружение на экстремальные глубины без аквалангов едва ли можно назвать спортивным состязанием в чистом виде. Этим занимаются одиночки, с прилично накренившейся «крышей». Люди-батискафы и люди-дельфины, которым не всегда удается вернуться благополучно из бездны морской в мир воздуха и солнечного света.
Энцо Майорку называли «живым батискафом» или «неистовым сицилийцем». Это был невысокий (170 см), но могучий и широкоплечий атлет. При обычном ритме дыхания объем его грудной клетки расширялся до 112 см, а при глубоком вдохе достигал 134 см, набирая в себя 6,6 литра воздуха. Он бросался в волны, словно пытаясь их укротить, насилуя и море, и собственный организм. Ровно 25 лет назад, в октябре 1983 года, он установил выдающийся рекорд, открывший новую эру в освоении человеком подводного пространства. Тогда Майорка первым в мире достиг морской глубины в 80 метров, используя лишь собственное тело.
Год спустя бездна расквиталась со смельчаком за нахальное вторжение. Опустившись на 87 метров, сицилиец при всплытии потерял сознание и получил баротравму легких. Лишь искусственный массаж сердца вытащил его из комы, продолжавшейся 5 минут.
После Майорки корону покорителя морских глубин примерил на себя француз Жак Майоль. Он был полной противоположностью коренастому итальянцу. Стройный, гибкий и изящный, хотя объем его легких достигал 7,4 литра.
Вот хроника его погружения на 100 метров в 1986 году. Закончив дыхательную разминку, Жак опустился на 35 метров, всплыл. Отдохнул 20 минут и с 50-килограммовым грузом ушел под воду. Непрерывное погружение составило 1 минуту 45 секунд, на 100-метровой глубине Майоль задержался на 12 секунд. Затем с помощью надувного буя поднялся на поверхность. Подъем длился 1 минуту 43 секунды. Всего на рекорд было затрачено 3 минуты 40 секунд. На отметке 80 метров пульс Жака упал с 60 до 28 ударов и не учащался до первого вдоха. «Я уверен, – сказал после рекорда человек-дельфин, как любил себя называть сам Майоль, – что наша генетика хранит древние механизмы, пылящиеся в забвении. Но их можно обнаружить вновь. В глубоководных погружениях человек может многому научиться у своих морских родственников – дельфинов». Позже француз довел свой рекорд до 106 метров. При этом Майоль считал, что женщины более приспособлены к воде, чем мужчины. И не ошибся – в 1994 году его ученица, итальянка Анжела Бандини, превзошла своего маэстро, достигнув глубины в 107 метров.
Однако мужчины не собирались уступать. На сцене подводного мира появился новый акванавт – Франсиско Феррерас. Родившись в прибрежной кубинской деревушке, Франсиско с детских лет промышлял подводной охотой и уяснил, что самая лучшая рыба скрывается в глубине. Он был с океаном на «ты» и, многократно улучшая мировой рекорд, довел глубину, покоренную человеком, до 162 метров. В современном мире нашлась лишь одна лихая натура, решившаяся соперничать с ним. Это француженка Одри Местре. Отважная девушка собиралась погрузиться на 171 метр! Она опустилась в бездну согласно плану, но, поднимаясь, потеряла сознание. Аквалангисты доставили ее на поверхность лишь через 9 минут 44 секунды. Вернуть Местре к жизни не удалось. И все же высшее достижение человечества осталось за ней. Ассоциация подводного плавания признала предыдущее погружение Одри на неофициальной тренировке, на которой тем не менее присутствовали 13 инспекторов по подводному плаванию. В тот раз отважной француженке удалось погрузиться в океан на 170 метров и благополучно всплыть на поверхность. Но следующая попытка оказалась для нее роковой…
Борис ОРЕХОВ